Я обратилась за информацией в «Аэрофлот», S7 Airlines, Ural Airlines.
В «Аэрофлот» сначала ответили положительно. А после предложили пройти по ссылке и посмотреть правила перевозки людей с инвалидностью. Там написано, что наличие сопровождающего, обеспечивающего уход за пассажиром в полете, обязательно при перевозке пассажира на кресле-коляске, чья способность передвигаться при пользовании воздушным транспортом ограничена и/или состояние которого требует особого внимания при обслуживании. А в обязанности персонала авиакомпании не входит:
S7 Airlines, Ural Airlines готовы перевезти человека в коляске без сопровождения, если он предварительно в установленные сроки предоставит информацию о физических ограничениях, весе коляски и необходимых ему услугах при бронировании билета или в контактный центр.
В Ural Airlines ответили, что перевезут человека на коляске, даже если коляска весит 120 кг. Но обязательным условием является справка от лечащего врача о том, что перелет разрешен. А перед вылетом необходимо пройти через медпункт аэропорта (если вы летите с сопровождающим и если нет) и получить подпись врача с указанием особых требований на перелет.
Это также требование всех авиакомпаний. Оно закреплено в ст. 107 Воздушного Кодекса РФ. В этой же статье прописано, что авиакомпании вправе отказать инвалиду в перевозке, мотивируя это отсутствием «особых условий перевозки». Причем регламентировать «особые условия» авиакомпании могут самостоятельно. В общем-то, это право отказать инвалиду в перелете.
В S7 Airlines тоже не видят причин для отказа в самостоятельном перелете человеку в коляске при условии, что перед посадкой по правилам компании-перевозчика он пройдет через медпункт аэропорта. Дополнительных документов от врача не нужно. А дальше стандартная процедура перелета. Сотрудник аэропорта помогает пассажиру пройти регистрацию, контроль авиационной безопасности, таможенный, пограничный контроль, организует доставку пассажира к борту самолета, помогает занять посадочное место. В зависимости от ситуации в аэропорту могут применяться специальное оборудование для доставки и посадки пассажиров в кресле-коляске (специальные автомобили, электромобили, кресла-коляски, автолифты).
Кресло-коляска пассажира сдается в багаж и перевозится бесплатно, в качестве зарегистрированного багажа. Информируется обслуживающая компания в аэропорту назначения, чтобы человеку по прибытии предоставили коляску и помогли пройти формальности аэропорта.
То есть перелететь самостоятельно можно. Медпункт формален — это вопросы о самочувствии, летали раньше или нет, как переносите перелет. Хотя дополнительные справки доставляют лишние хлопоты человеку в коляске. А ведь очень часто люди с инвалидностью абсолютно стабильны в самочувствии.
Но самая большая проблема — туалеты в самолетах. Они абсолютно не приспособлены под нужды человека с проблемами в передвижении. И бортпроводник здесь не поможет. А потому человек на коляске редко решится перелетать самостоятельно. И еще реже решится на длительный перелет, например, более трех часов. Все из-за туалетов.