Я не верю в преподавание кинематографа в школах. Нет методичек, нет системы подготовки преподавателей, а программа требует долгих часов просмотра и еще более долгих – обсуждений фильмов с школьниками. Так что ни на что лучшее, чем традиционные киноклубы на сугубо добровольной основе, сегодня рассчитывать не приходится.
Именно поэтому альтернативные формы кинообразования так необходимы и востребованы. Особенно высоко я ценю тех, кто начинает с маленьких детей, прививая им любовь к киносмотрению, творческие и аналитические навыки: в качестве примеров можно привести проект «Детский Пионер» и мастерские «Большого фестиваля мультфильмов». Подростки, как показывает опыт, живут кинематографом, но не читают критиков и, тем более, не будут читать учебников. Было бы полезным (а в перспективе и прибыльным) придумать для них систему внеклассного клубного знакомства с кино – и с тем, как его смотреть, и с тем, как делать его самим. Ведь недаром у каждого из них в кармане телефон с приличной видеокамерой.
А вообще бум самых различных лекториев на тему кино показывает, что учиться тому, как, что и зачем смотреть, сегодня хотят все – и любой взрослый в своем энтузиазме здесь может оказаться таким же благотворным материалом, как тинейджер.