Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Не противоречит ли существование динозавров рассказу Библии о сотворении мира?

ОбществоРелигия+3
Sergey Cheleevskiy
  ·   · 23,0 K
Писатель, педагог, редактор отдела культуры...  · 23 нояб 2016

Люди часто спрашивают: как соотносятся со Священным Писанием находки палеонтологов и антропологов? Кем, с точки зрения Библии, можно считать ископаемых австралопитеков, питекантропов, неандертальцев?

Давайте сразу скажем: у Церкви нет единого, принятого соборно и общепризнанного ответа на такие вопросы. Среди и мирян, и священнослужителей на сей счет бытуют разные мнения.

Наиболее известна (благодаря раскрученным скандалам) фундаменталистская позиция: мир сотворен за шесть дней, ему насчитывается всего 7500 лет, а все эти древние кости — либо фэйк, либо созданные дьяволом подделки: созданные именно для того, чтобы разрушить в головах у людей стройную церковную картину мира. Изначально такой подход был свойственен американским протестантам-фундаменталистам, а потом проник и в среду православных христиан. Однако он не был воспринят в качестве общецерковного мнения. Фундаментализм, кстати, породил учение, называющееся креационизмом: это попытка научно обосновать сотворение мира за шесть дней. Однако к креационизму у академической науки столько претензий по поводу методологии, что его приходится признать псевдонаукой (или, если так звучит утешительнее, паранаукой).

Другую позицию можно назвать «православным эволюционизмом» — наличие эволюции в живой природе признается, но считается, что направляет ее Бог, что эволюция — это один из тех механизмов, которые Господь использует для реализации Своего Промысла, то есть плана спасения человечества. В рамках такого подхода миру, конечно, не семь с половиной тысяч лет, а те самые миллиарды, о которых говорит современная наука, и человек — венец эволюции животного царства. Создавая Адама и Еву, Бог использовал не прах и не глину (на чем настаивают сторонники буквального прочтения Библии), а приматов, дошедших в процессе эволюции до такой стадии, когда их тела становятся способными вместить божественный дар — разум, самосознание, творческие потенции, нравственное чувство, то есть то самое, что в Библии названо образом Божиим. Таким образом, питекантропы и неандертальцы оказываются промежуточными звеньями эволюции приматов, высокоразвитыми животными.

Проблема, однако, в том, что и такой подход, при всей его кажущейся стройности, не есть мнение Церкви. Это всего лишь мнение отдельных верующих, среди которых и миряне, и духовенство.

И к фундаментализму, и к «православному эволюционизму» существует множество претензий — как со стороны богословия, так и со стороны науки. У каждой из этих концепций есть слабые места, каждую можно оспорить (и хорошо, что такие споры ведутся, это полезно и ученым-естественникам, и богословам).

Но огромное большинство христиан вообще не заморачиваются подобными вопросами, считая, что ответы на них знать вовсе не обязательно. Для того, чтобы идти вслед за Христом, преодолевать свои грехи, творить добро, и так далее — нет никакой необходимости богословски осмыслять данные палеонтологии. Такие люди говорят: мое личное спасение совершенно не зависит от того, сколько тысяч или миллионов лет костям, выставленным в музеях.

Важно, однако, понять: а почему у Церкви нет ответа на вопросы о динозаврах и питекантропах. Откуда возникла такая колоссальная дыра в богословии?

А ответ прост. На самом деле никакой дыры и нет. Дыра была бы лишь в том случае, если бы христианское богословие пыталось дать людям абсолютно стройную, всеобъемлющую картину мира, в которой всё, буквально всё вписано в общую систему. Но хотя отдельные такие попытки на протяжении церковной истории и делались, Церковь все же не ставила себе эту задачу. И Священное Писание, и Священное Предание сообщают нам лишь ту информацию, которая действительно нужна для нашего спасения. Без такой информации мы неминуемо уклонились бы в ту или иную форму язычества, либо в ту или иную ересь. Про всё остальное Библия попросту не говорит. Она — не учебник физики и не учебник биологии. Если нас интересует, как устроен сотворенный Богом мир — то на такие вопросы мы ищем ответ самостоятельно, используя данный нам Богом разум — и такой поиск как раз и называется научным познанием. Про питекантропов — это к ученым, а не к богословам.

...Но это верно лишь до тех пор, пока вопрос о питекантропах не становится для множества людей камнем преткновения на пути ко Христу, пока их недоумения не мешают им воспринимать Благую Весть. Если когда-нибудь такое случится, если проблема эволюции действительно окажется критической — тогда (и только тогда) Церковь будет искать соборное решение. Именно так и происходило на протяжении всей церковной истории. Все догматы принимались не просто из любви богословов к словопрениям, а потому что назревала необходимость дать ответ на вопросы, разделявшие христиан.

Пока такой необходимости нет. Можно быть православным христианином и двигаться путем спасения, веря в сотворение мира за шесть дней и отвергая существование питекантропов. А можно быть православным христианином и двигаться путем спасения, признавая эволюцию со всеми ее птеродактилями. Равно как и можно быть православным христианином и двигаться путем спасения, вообще на эти темы не задумываясь.

Потому что Православие — это не про то, как устроен мир. Это про то, как нам принять Благую Весть и идти за Христом.

Блестяще! Спасибо за ответ

евангельский христианин, преподаватель в itcm.ru  · 23 нояб 2016
Я думаю, что проблема здесь в том, что мы подходим к тексту, написанному в рамках одной культуры, со стандартами, принятыми в другой.  Конечно, если бы мы сегодня попросили какого-нибудь профессора геологии или биологии... Читать далее
> Идея автора была совершенно не в том, чтобы дать правильную космологическую картину, а в том, чтобы показать в... Читать дальше
программист, предприниматель  · 23 нояб 2016
В повествовании первой главы книги "Бытие" есть гораздо большая дыра, чем эпоха динозавров. Их по крайней мере можно вписать в пятый день, когда созданы были твари земные.  А вот как объяснить, что Солнце и Луна были созданы... Читать далее

А что там так и написано?

Писатель, философ, специалист по истории и...  · 6 нояб 2020  ·
hellenistics
Безусловно противоречит. Согласно тексту Библии Яхве создал живые существа сразу, а не запустил механизм медленного постепенного самоусложнения. По правде сказать, с эволюцией боги вообще никак не сочетаются, тут нужно делать... Читать далее
«Эллинистика»: всё об античной истории и культуреПерейти на vk.com/hellenistics tg.me/hellenistics
Странный ответ. Почему же только тогда существование динозавров. Ну а другие животные? Если же и существование... Читать дальше
Отрасль связи (телевидение и Интернет). Техник и...  · 14 янв 2018
Многие верующие считают, что драконы в Библии - это те самые динозавры. Также, как левиафан. А единороги - это носороги, оказывается. Текст Библии настолько запутан и многозначен, что там при желании действительно можно найти... Читать далее
Да, глисты. 
Дальше что?
Первый
Протоиерей, историк церкви, профессор  · 23 нояб 2016
В Библии о динозаврах ничего не сказано, как не сказано и о многих других животных. Противоречит или нет — это вопрос, относящийся к более глубокой теме: церковный взгляд на эволюцию, поскольку динозавров больше нет, и они предп... Читать далее

Больше воды, чем в моём курсаче

Интересуюсь генеалогией. Пишу с ошибками.  · 26 февр 2018
Я не буду рассуждать о том, что Библия -- не учебник по биологии и геологии. В Библии ничего не говорится об Австралии, Америках и Антарктиде. Но почему-то мало кто думает, что это является какой-то проблемой для верующих. Или... Читать далее