Люди часто спрашивают: как соотносятся со Священным Писанием находки палеонтологов и антропологов? Кем, с точки зрения Библии, можно считать ископаемых австралопитеков, питекантропов, неандертальцев?
Давайте сразу скажем: у Церкви нет единого, принятого соборно и общепризнанного ответа на такие вопросы. Среди и мирян, и священнослужителей на сей счет бытуют разные мнения.
Наиболее известна (благодаря раскрученным скандалам) фундаменталистская позиция: мир сотворен за шесть дней, ему насчитывается всего 7500 лет, а все эти древние кости — либо фэйк, либо созданные дьяволом подделки: созданные именно для того, чтобы разрушить в головах у людей стройную церковную картину мира. Изначально такой подход был свойственен американским протестантам-фундаменталистам, а потом проник и в среду православных христиан. Однако он не был воспринят в качестве общецерковного мнения. Фундаментализм, кстати, породил учение, называющееся креационизмом: это попытка научно обосновать сотворение мира за шесть дней. Однако к креационизму у академической науки столько претензий по поводу методологии, что его приходится признать псевдонаукой (или, если так звучит утешительнее, паранаукой).
Другую позицию можно назвать «православным эволюционизмом» — наличие эволюции в живой природе признается, но считается, что направляет ее Бог, что эволюция — это один из тех механизмов, которые Господь использует для реализации Своего Промысла, то есть плана спасения человечества. В рамках такого подхода миру, конечно, не семь с половиной тысяч лет, а те самые миллиарды, о которых говорит современная наука, и человек — венец эволюции животного царства. Создавая Адама и Еву, Бог использовал не прах и не глину (на чем настаивают сторонники буквального прочтения Библии), а приматов, дошедших в процессе эволюции до такой стадии, когда их тела становятся способными вместить божественный дар — разум, самосознание, творческие потенции, нравственное чувство, то есть то самое, что в Библии названо образом Божиим. Таким образом, питекантропы и неандертальцы оказываются промежуточными звеньями эволюции приматов, высокоразвитыми животными.
Проблема, однако, в том, что и такой подход, при всей его кажущейся стройности, не есть мнение Церкви. Это всего лишь мнение отдельных верующих, среди которых и миряне, и духовенство.
И к фундаментализму, и к «православному эволюционизму» существует множество претензий — как со стороны богословия, так и со стороны науки. У каждой из этих концепций есть слабые места, каждую можно оспорить (и хорошо, что такие споры ведутся, это полезно и ученым-естественникам, и богословам).
Но огромное большинство христиан вообще не заморачиваются подобными вопросами, считая, что ответы на них знать вовсе не обязательно. Для того, чтобы идти вслед за Христом, преодолевать свои грехи, творить добро, и так далее — нет никакой необходимости богословски осмыслять данные палеонтологии. Такие люди говорят: мое личное спасение совершенно не зависит от того, сколько тысяч или миллионов лет костям, выставленным в музеях.
Важно, однако, понять: а почему у Церкви нет ответа на вопросы о динозаврах и питекантропах. Откуда возникла такая колоссальная дыра в богословии?
А ответ прост. На самом деле никакой дыры и нет. Дыра была бы лишь в том случае, если бы христианское богословие пыталось дать людям абсолютно стройную, всеобъемлющую картину мира, в которой всё, буквально всё вписано в общую систему. Но хотя отдельные такие попытки на протяжении церковной истории и делались, Церковь все же не ставила себе эту задачу. И Священное Писание, и Священное Предание сообщают нам лишь ту информацию, которая действительно нужна для нашего спасения. Без такой информации мы неминуемо уклонились бы в ту или иную форму язычества, либо в ту или иную ересь. Про всё остальное Библия попросту не говорит. Она — не учебник физики и не учебник биологии. Если нас интересует, как устроен сотворенный Богом мир — то на такие вопросы мы ищем ответ самостоятельно, используя данный нам Богом разум — и такой поиск как раз и называется научным познанием. Про питекантропов — это к ученым, а не к богословам.
...Но это верно лишь до тех пор, пока вопрос о питекантропах не становится для множества людей камнем преткновения на пути ко Христу, пока их недоумения не мешают им воспринимать Благую Весть. Если когда-нибудь такое случится, если проблема эволюции действительно окажется критической — тогда (и только тогда) Церковь будет искать соборное решение. Именно так и происходило на протяжении всей церковной истории. Все догматы принимались не просто из любви богословов к словопрениям, а потому что назревала необходимость дать ответ на вопросы, разделявшие христиан.
Пока такой необходимости нет. Можно быть православным христианином и двигаться путем спасения, веря в сотворение мира за шесть дней и отвергая существование питекантропов. А можно быть православным христианином и двигаться путем спасения, признавая эволюцию со всеми ее птеродактилями. Равно как и можно быть православным христианином и двигаться путем спасения, вообще на эти темы не задумываясь.
Потому что Православие — это не про то, как устроен мир. Это про то, как нам принять Благую Весть и идти за Христом.
Блестяще! Спасибо за ответ
А что там так и написано?
Больше воды, чем в моём курсаче