В царской России были притеснения евреев. Думаю, вполне можно назвать их жёсткими. В формате своей писательской работы у меня была необходимость немного рассмотреть именно этот вопрос. Тогда не было Интернета. Для начала поехала в Химки, где находится хранилище. В старых газетах (меня интересовал 1913 год) я нашла немало удивительного на эту тему. Одного только процесса Стембо о «питие евреями крови младенцев» было достаточно, чтобы понять ту атмосферу полной дикости. Были так называемые «книжки оседлости», евреям предписывалось селиться в определённых местах. Был вопрос на уровне Сената об именах, о разрешении «называть еврейских детей православными именами». Непросто было и поступить евреям в высшее учебное заведение, о чём они писали письма на самый верх. Была тенденция и в средние учебные заведения их не «пущать». В результате были факты закрытия фельдшерских школ, в которые поступали исключительно девушки и юноши еврейского происхождения. В общем, в той, дореволюционной жизни хватало на эту тему странностей. Погромы тоже были, но, вроде, не такое количество, о каком иногда говорят сами евреи. Вся политика царской России – сплошное мракобесие в этом вопросе. А потому вывод: лучше советской политики в этом вопросе пока не было и нет. Учились, где хотели, имена брали, какие хотели, жили, где хотели и так далее. При советской власти евреи делали головокружительные карьеры. И отношение к ним было добрым без различия по национальному признаку. Может, что-то негативное и было на бытовом уровне, но это никак не являлось государственной политикой.