Спасибо за вопрос, который адресован, скорее, психологам, чем нам, маркетологам. Парадокс социальных сетей заключается в том, что технология, которая, казалось бы, должна дать свободу самовыражения для большинства людей, оказалась причиной депрессии из-за разных негативных явлений: кибербуллинга, зависти...
Пользователи соцсетей не всегда честны: чаще создают такое восприятие себя, которое им выгодно. Читал одно исследование, из которого помню лишь одну цифру: 62% пользователей негативно оценивают свою жизнь и свои достижения на фоне ленты друзей в Инстаграм. Не уверен, что можно принять эту цифру за истину, но, в целом, такие явления мы наблюдаем.
Социальные сети ставят человека в ситуацию многозначности. Пользователь постоянно переключается с общения на чтение постов, веб-серфинг и просмотр видео. И если он не умеет контролировать себя и своё время, то не может заставить себя остановиться и заняться важными делами. Недосыпание, прокрастинация - следствия этого явления.
Зачастую формируется аддикция - желание осуществлять деятельность в соцсетях. Особенно у подростков. Это касается и покупок в соцсетях, накладывает отпечаток на восприятие таргетированной рекламы и негативно влияет на критическое мышление: люди начинают воспринимать новые медиа как достоверный источник информации.
А значит, использование социальных сетей как инструмента аккуратной и ненавязчивой пропаганды становится не просто возможным, но и довольно легко осуществимым. К этому я бы относился предельно осторожно.
Посмотрите документальный фильм “The social dilemma“ («Социальная дилемма») на Netflix. Там очень подробный ответ на Ваш вопрос. Соц сети не просто меняют восприятие, они его формируют
Практически так же, как и каждая социальная среда. Ответ, "Да". Виртуальный мир для психики идентичен миру реальному. Степень влияния на прямую зависит от времени проведённого в сетях и интенсивности (включённости).