Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Можно ли трактовать Всемирный потоп как ошибку Бога: психанул, утопил всех, включая младенцев, потом увидел, что люди всё равно грешат, и забил?

ОбществоИскусство и культура+1
Анонимный вопрос
  ·   · 32,5 K
Первый
Журналист, культуролог  · 12 нояб 2015

Мне хотелось бы дать альтернативный ответ "с христианской точки зрения".

В каком-то смысле - да, можно считать, что "Бог психанул". Потому что Бог в книге Бытия - это достаточно ранняя интерпретация Бога в понимании евреев I-II тысячелетия до нашей эры. Это ещё не Абсолют философов, не христианская Троица, не Бог пророков: это ещё наполовину племенной бог иудеев, очень антропоморфное божество, пристрастное, ревнивое, жестокое, подверженное гневу, способное совершать ошибки и раскаиваться в своём выборе. Тем более, что сказание о потопе позаимствовано из других ближневосточных мифологий, где фигурирует и вовсе не библейское божество.

Представление о Боге сильно менялось с течением времени, расширялись его функции и "зона ответственности": об этом, если не путаю, неплохо пишет Карен Райт в книге "История Бога".

Однако у иудеев интуиция пророков осмыслила Бога иначе, сложнее: мистические прозрения Иезекииля, видения разворачивающейся истории у Даниила, у Осии - осознание человеческого милосердия друг к другу как высшего поклонения. Иеремия отрицает концепцию наказания "детей" за грехи "отцов". (про это хорошо, например, у Александра Меня в 5 томе "Истории религии").

Наконец, в Новом Завете Иисус (хотя и не первым) обозначает индивидуальную ответственность: всё самое главное происходит лично между человеком и человеком, между человеком и Богом. Коллективных решений быть не может.

Поэтому очень странным мне кажется ответ уважаемой инокини Евгении, данный выше. Представлять, что Бог не желает "возиться с миллионами уродов", убийство детей из-за того, что "младенцы неизбежно портятся родителями", геноцид по расовому принципу, потому-де, что они "потомки Каина" - это такой же анахронизм, как считать Землю - плоской, а эволюцию - несуществующей, потому что о ней не говорится в Пятикнижии. И даже намного более трагичный.

С другой стороны, нам не стоит ожидать от авторов книги Бытия современного гуманизма. Они находились в самом начале богословия - нужно отдать должное их искреннему порыву, их страстному поиску, их озарениям. Ведь в мифе о потопе есть, например, зачаток экологической мысли (безответственное и жестокое поведение людей может погубить весь мир, природу и их самих). Есть поэтичнейшие образы катастрофы и надежды - сам потоп, птицы, возвращающиеся в ковчег, радуга, как символ союза между Богом и человеком. И кстати, важно, что финал и мораль мифа - не только в том, что "люди всё равно грешат". А ещё и в том, что Бог принципиально отказывается от истребления человечества и всего живого.

Фактически же не Бог, а люди, думающие о Нём, приходят к выводу, что безразличным убийцей Бог быть не может.

Бог в Книге Бытия  -это "племенной бог иудеев"?  а первую главу вы из книги Бытия выкинули, культуролог?

Отрасль связи (телевидение и Интернет). Техник и...  · 13 мар 2016
Добавлю ещё одну мысль: идея о том, что бог может психануть не вяжется с христианской идеей о всемогуществе и всезнайстве, причём последние между собой тоже логически не вяжутся. Если бог имеет свойство всё знать наперёд, то... Читать далее
Первый
Писатель, переводчик, собиратель фольклора...  · 12 нояб 2015
Текст Библии не даёт основания для таких интерпретаций. Приведу его целиком: "1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в... Читать далее
Не соглашусь. "И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше... Читать дальше
Журналист  · 24 нояб 2015
Это не ошибка Бога/провидения/эволюции. Это закономерный процесс, наблюдаемый в любой среде - животном и растительном мире, отдельной человеческой жизни и различных культурах. Когда какое-либо явление достигает критической... Читать далее
PhD, senior scientist AI, неандерталец  · 31 янв 2016
Приведу ещё одну точку зрения. Как известно, библейский миф о потопе зиждется на шумеро-аккадской мифологии. Миф о потопе, в частности, описывается эпосе о Гильгамеше, когда герой встречается с Утнапиштим - вавилонским... Читать далее
Инженер, пенсионер  · 31 янв 2016
Бог по определению всеведущ, знает заранее результаты любых своих и чужих действий. Так что ошибаться он не может. Единственно возможное объяснение Потопа: так и было с самого начала задумано. Зачем? Мне понятно, как отвечают... Читать далее
Потоп не был задуман изначально. Но угроза всему исходящая от "сынов божьих" - демонов которые как-то сделали или... Читать дальше
Ребят , давайте начнём с того что Бога нет , а закончим тем что его никогда и не было . А уж поверьте ни в одном из исследований учёных которые занимались исследованиями тектонических плит и их активности  на протяжении... Читать далее
Первый
Трактуйте так, как вам удобно. Собственно все так и поступают. А на особенно удачных вариантах у некоторых иногда получается неплохо заработать. Для ветхозаветного бога было свойственно совершвть ошибки и "психовать", что... Читать далее
Можно ошибаться. Всемогущий может все. Животные не грешили, им это не дано. Не грешили и растения. Пища животных и человек. Бог их уничтожил потопом. За год потопа все погибло. Спасенным на ковчеге питаться не чем. Их тоже ждет... Читать далее
а кто собственно сказал,Что бог добрый. один ад чего стоит. да и вроде как получается,человек уже родившись грешен-изначально виновен и обязан.. так,Что уничтожить пару миллионов это мелочи. тем более судя по тому,Что и дьявола... Читать далее
если брать средневековых философов, то зло — отсутствие добра. к тому же ада в христианстве не существует... Читать дальше