Я бы назвала навык самостоятельного генерирования знаний. Карманный гугл сделал нашу жизнь значительно проще, но в то же время и гораздо беднее - а в долгосрочной перспективе это влияние будет только усиливаться - на такие незаменимые качества, как сообразительность, способность к творчеству и кооперации, эмпатия (исчезла потребность в межличностном контакте, произошло дистанцирование от источника или посредника информации). Собственно, тяга к "былым временам" проявляется в том числе и в таких ресурсах, как TQ - попытке симуляции живого общения. Таким образом, всемирная сеть, с одной стороны, "открыла" границы, способствовала научному прогрессу, сблизила культуры, да и в принципе перевела человечество на качественно новый уровень общественного развития, но, с другой стороны, одарила нас лавиной информационного шума и поставила нас в рамки уже совсем других требований - быстрого обучения и освоения все новых навыков и умений. "Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте". Грубо говоря, если раньше человек на протяжении своей жизни видел за окном лишь один-единственный пейзаж, то теперь, выглянув в окно, он уже не увидит вчерашний день. И что остается? Поглощать новые знания, буквально захлебываясь ими. Знания, легко применимые на практике, быстро усваиваемые, только самые необходимые. Классический пример: гуманитарий может пользоваться компьютером на достаточно высоком уровне, но растеряться, если во "внутренностях" что-то полетит. Знаю, как использовать, но не знаю, почему работает. Или взять нынешнюю популярность цитат, "Кратких историй всего...", статеек на 500 знаков и т.п. Возможно, во мне говорит ярый любитель полноценной литературы, но все же книги учат в первую очередь размышлять. Цитаты же и иже с ними дают готовые установки, не всегда верные и правильно понятые. Выбор (в случае книг) и указание (в случае голой информации, вырванной из контекста) - принципиально разные вещи. Первый способ постижения нового знания дает альтернативу, учит созидать, второй же - пустышка, полезная в быту (далеко не всегда, надо заметить) и опасная для вашего критического мышления, да и любого мышления в принципе. Тренингы, курсы, семинары - по факту такое же "мимолетное" знание с нулевыми усилиями с вашей стороны. Расцвет науч-попа, к примеру, - прекрасное явление, и я сама с радостью подпадаю под его очарование. Но, снова, какова ценность такого знания? Оказывается, что любопытство и тяга к научению растрачиваются на барахтанье на поверхности, а не погружение "вглубь". Можно вспомнить Шерлока Холмса и его слова о глупых людях, которые захламляют свой далеко не резиновый чердак случайной информацией. "Инструментарий" - наши знания и умения - приходится ограничивать, если мы хотим оперировать им на качественном уровне, а главное, создавать на его основе новое знание. Утрированный и неоднозначный пример, но многие открытия были совершены "чудаками" - людьми, не всегда социально адаптированными, не знающими, казалось бы, банальных для большинства истин - добровольный ли это был выбор в пользу отказа от "лишнего" знания или данность от рождения в силу каких-то психических особенностей. Есть ли альтернативы стремительному калейдоскопу сменяющих друг друга знаний в рамках одного несчастного мозгах? Возможно, это то, что предсказывают касательного будущего профессий - углубление специализаций. Сохранение способности генерировать новое знание в ущерб общему кругозору и подвижности специалистов в рамках нескольких областей. Так называемая "интеллектуальная элита" всегда была невелика, но такими темпами мы рискуем растерять ее вовсе. Человечество тотально разучивается соображать, касается это бытовых вопросов или жизненных установок. Опасно стало задавать естественный вопрос: "А с чего ты это взял?". В ответ обычно молчание. Нет цепи размышлений. Когда-таки искусственный интеллект надумает восстать, не найдет, против кого. Грубо, конечно, но иногда кажется, что проседание среднего уровня человеческого интеллекта "подозрительно" коррелирует с развитием поисковых машин.
Я считаю, что нужно во всем соблюдать баланс. Например, в еде, не есть мало и не переедать. Баланс в занятиях спортом, в работе, в общении с соц. сетях, в обучении ( теория и практика) и т.п. Словом, не впадать в крайности.