Самое простое и доступное объяснение, а вместе с тем и богословски фундаментальное, это разница в инструментах спасения. То есть Сотериология.
У католиков спасение души осуществляется за счёт добрых дел, как вида деятельности(благотворительности, милосердия), и религиозных обрядов. Зачастую все это имеет ольшое значение вне зависимости от образа жизни. У протестантов за счет веры, без учёта добрых дел, которые в протестантизме считаюся результатом веры( своеобразные благодартсвенные, ответные действия на дарования тебе спасение). Строго говоря спасение за счет веры, рассудочной и её декларирования.
У православных спасение по благодати через веру и добрые дела. Добрые дела следует понимать, как внутренее изменение себя, дела которые способствуют нравственному перерождению. Кротость и смирение взамен гордости и заносчивости. Довольство вместо ненасытности, терпение вместо раздражения и ропота итд.