Один из парадоксов современного отечественного образования заключается в том, что образовательные стандарты и школьные практики развиваются значительно быстрее, чем контрольно-оценочные и измерительные материалы к результатам освоения образовательных программ (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, предметные олимпиады).
Приходится констатировать, что большинство КИМов ГИА по-прежнему ориентированы на проверку знаний, а не навыков и компетенций. Хрестоматийным примером являются КИМы ЕГЭ по предметам общественно-научной предметной области.
За заданиями ЕГЭ по истории стоит знание дат, имен, терминов. «Егэшные» задания имеют различную форму, разнообразные по виду дистракторы, но в целом, ни историческое сознание, ни критическое и креативное мышление, ни коммуникация не проверяются на данном экзамене. Наиболее одиозное в этом отношении последнее задание в КИМе — так называемое, историческое сочинение. Критерии оценки этого задания таковы, что краткий пересказ исторических событий, например, лежащих в основе фильма «Движение вверх» может претендовать на высший балл. В нынешнем виде задание является ни показательным с точки зрения образовательных достижений выпускника, ни с точки зрения релевантности ценностям и смыслам исторического образования.
Схожую ситуацию мы видим в заданиях по обществознанию. Предпоследнее задание заключается в составлении сложного плана по теме. Однако чаще всего оно выливается либо в бессистемное заучивание планов из тренировочных вариантов (все же набор тем ограничен), либо в попытке угадать так называемые «обязательные пункты» по замыслу составителей экзаменационных работ.
Не выдерживает критики задания экзамена по географии. Профиль местности по-прежнему рисуется карандашом, не используются никакие геоинформационные системы, задания с таблицей во второй части, а также с точками и высотой солнца над горизонтом, по сути проверяют, запомнил ли ученик решение простой арифметической задачи в три действия уровня 4 класса.
Безусловно, ЕГЭ сегодня соотносится напрямую с предметным содержанием школьных программ, однако существенно сужает диапазоны развития ученика, ориентируя его исключительно на подготовку в области «энциклопедизма в предмете». Да, безусловно, ЕГЭ сегодня дает существенные возможности для того, чтобы выпускники из самых отдаленных районов нашей страны могли поступать в ведущие вузы, но опасность его заключается в том, что кодификатор ЕГЭ сегодня, по сути, на уровне старшей школы заменяет собой образовательный стандарт и образовательную программу. В результате — система «натаскивания и репетиторства». Ведь для практикующих учителей не секрет — чем больше прорешаешь тренировочных заданий, тем выше получишь балл на экзамене.
12 решений для нового образования предполагает разработку и распространение цифровых инструментов объективной оценки (включая ЕГЭ и ОГЭ) образовательных результатов (включая новую грамотность и метапредметные навыки) для использования учителями и школьниками. На мой взгляд, для дальнейшего отхода от парадигмы «индустриального образования» сегодня это важнейший шаг, который нужно предпринять. Итоговая аттестация важный ориентир для школьников, их родителей, педагогов. А это значит, нужно использовать такие модели, которые бы включали в себя весь комплекс образовательного содержания школьного уровня, а также опирались на ресурсы и возможности цифрового мира и электронной образовательной среды. Важно пересмотреть задания ЕГЭ не только по содержанию, но и форме, причем делать это необходимо параллельно, не тратя время на совершенствование того, что уже завтра будет устаревшим.