Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Может ли школа подготовить к ЕГЭ в полной мере?

ШколаЭкзамены
Алиса Хохлова
  ·   · 8,5 K
Первый
академический руководитель образовательной...  · 10 мая 2018

Один из парадоксов современного отечественного образования заключается в том, что образовательные стандарты и школьные практики развиваются значительно быстрее, чем контрольно-оценочные и измерительные материалы к результатам освоения образовательных программ (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, предметные олимпиады).  

Приходится констатировать, что большинство КИМов ГИА по-прежнему ориентированы на проверку знаний, а не навыков и компетенций.  Хрестоматийным примером являются КИМы ЕГЭ по предметам общественно-научной предметной области.

За заданиями ЕГЭ по истории стоит знание дат, имен, терминов. «Егэшные» задания имеют различную форму, разнообразные по виду дистракторы, но в целом, ни историческое сознание, ни критическое и креативное мышление, ни коммуникация не проверяются на данном экзамене. Наиболее одиозное в этом отношении последнее задание в КИМе — так называемое, историческое сочинение. Критерии оценки этого задания таковы, что краткий пересказ исторических событий, например, лежащих в основе фильма «Движение вверх» может претендовать на высший балл. В нынешнем виде задание является ни показательным с точки зрения образовательных достижений выпускника, ни с точки зрения релевантности ценностям и смыслам исторического образования.  

Схожую ситуацию мы видим в заданиях по обществознанию. Предпоследнее задание заключается в составлении сложного плана по теме. Однако чаще всего оно выливается либо в бессистемное заучивание планов из тренировочных вариантов (все же набор тем ограничен), либо в попытке угадать так называемые «обязательные пункты» по замыслу составителей экзаменационных работ.

Не выдерживает критики задания экзамена по географии. Профиль местности по-прежнему рисуется карандашом, не используются никакие геоинформационные системы, задания с таблицей во второй части, а также с точками и высотой солнца над горизонтом, по сути проверяют, запомнил ли ученик решение простой арифметической задачи в три действия уровня 4 класса.

Безусловно, ЕГЭ сегодня соотносится напрямую с предметным содержанием школьных программ, однако существенно сужает диапазоны развития ученика, ориентируя его исключительно на подготовку в области «энциклопедизма в предмете». Да, безусловно, ЕГЭ сегодня дает существенные возможности для того, чтобы выпускники из самых отдаленных районов нашей страны могли поступать в ведущие вузы, но опасность его заключается в том, что кодификатор ЕГЭ сегодня, по сути, на уровне старшей школы заменяет собой образовательный стандарт и образовательную программу. В результате — система «натаскивания и репетиторства». Ведь для практикующих учителей не секрет — чем больше прорешаешь тренировочных заданий, тем выше получишь балл на экзамене.

12 решений для нового образования предполагает разработку и распространение цифровых инструментов объективной оценки (включая ЕГЭ и ОГЭ) образовательных результатов (включая новую грамотность и метапредметные навыки) для использования учителями и школьниками. На мой взгляд, для дальнейшего отхода от парадигмы «индустриального образования» сегодня это важнейший шаг, который нужно предпринять. Итоговая аттестация важный ориентир для школьников, их родителей, педагогов. А это значит, нужно использовать такие модели, которые бы включали в себя весь комплекс образовательного содержания школьного уровня, а также опирались на ресурсы и возможности цифрового мира и электронной образовательной среды. Важно пересмотреть задания ЕГЭ не только по содержанию, но и форме, причем делать это необходимо параллельно, не тратя время на совершенствование того, что уже завтра будет устаревшим.

Погруженный в современную систему образования...  · 28 июн 2021  ·
caliusania
Мой ответ – да. Но, все зависит от региона, в котором проходит обучение. Почти все российские школы осуществляют образовательный процесс согласно ФГОС (Федеральному Государственному Образовательному Стандарту). Сам по себе он... Читать далее
Неравнодушный к системе образования студент российского вузаПерейти на t.me/caliusania
Эксперт ЕГЭ | История  · 29 июн 2021  · mssg.me/irina_msk
Да, может. Школа - обязана научить ученика на оценку 3. Но, школа старается перевыполнить этот стандарт и сделать так, чтобы ученик получил оценку / баллы выше ! От чего зависит ? От профессионализма учителя и мотивированности... Читать далее
Ирина Воронина | Эксперт ЕГЭПерейти на mssg.me/irina_msk
юридическое образование  · 11 мая 2018
Как человек, сдавший ЕГЭ, могу сказать, что школа может подготовить к ЕГЭ в полной мере, главное, само желание на это ученика( качественное выполнение заданий, посещение консультации итп, + некая самоподготовка). Совершенно... Читать далее
Многогранная личность. Открываю что-то новое...  · 24 мая 2018
Могу уверить вас как человек, который сдавал ЕГЭ, - запросто. Данный вид экзамена на самом деле шаблонен и прост. Подготовиться к нему не так сложно, нужна только усидчивость и граммулька мозга. Как раз-таки с этим школа... Читать далее
Ещё в начале учебного года (2017-18) проходили тестирование (11 класс),вопросы были про ЕГЭ,и качество образования в школе. На вопрос 'Чего не хватает в школе?' многие ученики отыетили,что мало профилирующих предметов,это не... Читать далее
Студент РТУ МИРЭА  · 24 мая 2018
Я ученик 11 класса. Через пару дней начнутся мои экзамены, так что можно уже подводить итоги школьной подготовки. Всё зависит от школы и учителей. Например, в моей школы очень сильный учитель по обществознанию и истории. Она... Читать далее