Что такое познание? Это теоретическое и практическое освоение реальности. Что связано с устранением неопределенности окружающего мира. Структуризацией/систематизацией наших представлений о нем. А затем - использование полученных знаний для преобразования внешней реальности.
Познание - это последовательное расширение границ понимания устройства и закономерностей развития разных структур мироздания, включая самого человека и социум. Если применить простую модель окружности, то все известное входит во внутреннюю область, а неизвестное - во внешнюю. И чем больше мы раздвигаем границы, тем с большим объемом неизвестного сталкиваемся. В этом и состоит бесконечность процесса познания. Ибо приходится исследовать те объекты и явления, которые еще не имеют никаких определений. Но разве данное обстоятельство мешает нам изучать мир?
Конечно, первопроходцы всегда рискуют, ведь им сразу трудно оценить - какие открытия произойдут и каким образом они повлияют на самого исследователя и общество в целом. Вспомним здесь Марию Кюри, заплатившую жизнью за работу с радиоактивными материалами. Или тех вирусологов, которые испытывали на своем организме действие вакцин. Или морских путешественников, открывающих не только новые земли, но и иные народности, у которых царил каннибализм. Или первые шаги в освоении космоса и т.д.
Это касается и самосовершенствования самого человека, его работы по трансформации собственного сознания. Ведь здесь придется столкнуться с полной неизвестностью (весьма необычными состояниями, которые трудно интерпретировать). И то, что мы о себе мыслим и как себя позиционируем - отражает лишь поверхностный слой сознания. При глубоком самоисследовании открываются такие его свойства о которых невозможно было предположить. И которые меняют мировоззрение личности.
Поэтому ответом на поставленный вопрос будет следующее: да, человек может познавать действительность, вне зависимости от того, сформулировано какое-либо ее определение, или нет. Мы унаследовали от животных такую удивительную способность, а как известно, им не требуется категориально- понятийные (смысловые) конструкции. Они познают реальность непосредственно (напрямую) в ходе взаимодействия с ней. Что позволяет не только сохранять жизнеспособность (в меняющихся средах обитания), но и обеспечивает возможность эволюции. И эффективность тех или иных видов коммуникации.
Безусловно, у человека процесс познания приобретает более сложный характер, будучи обусловлен множеством факторов (уровнем интеллектуального развития субъекта, традициями этноса, социальной средой, особенностями психофизиологии и т.д.). И здесь не каждому удается воплотить полученные знания в практическую сферу. То есть эффективно применить их в коммуникативной среде.