Вопрос: "Концепцию равенства перед законом создал Гераклит?
Концепцию равенства перед БОЖЕСТВЕННЫМ ЗАКОНОМ, создал Гераклит, но не пред гражданским, так как общность представляет собой борьбу противоположностей, как главный закон мирозданья.
Гераклит выводит гражданские законы из космического закона, Мирового Логоса, Который имеет преимущество над гражданским законом. "Ввиду, того, что человеческие законы питаются единым божественным". Гераклит утверждал, что воля познавшего Логос, может играть роль государственного закона, предвосхищая тем самым, платоновское учение о правлении философов, опирающихся, исключительно, на собственную мудрость, а не на зафиксированный общественный закон.
Поэтому Гераклит делит общество на рабов и свободных. Поэтому Гераклит считает, что рабство естественное явление, которое опирается не на божественный закон, а на закон природы. Поэтому несмотря на неудачное понимание его философии, Гераклит строго следует теории о значимости человеческого субъективного разума-логоса, который имеет связь с Мировым Разумом, Логосом.
Заблуждения человека на ступени рационального познания наступает тогда, когда человек обладатель субъективого логоса, теряет связь с Объективным, Мировым Логосом. Гераклит говорит: все люди равны своими познавательными способностями, так как логос присущ всем. Но разумение зависит от добродетели. Поэтому люди не равны нравственно, а затем уже интеллектуально. Поэтому Гераклит считает, что значение дианоэтических добродетелей, то есть интеллектуальных, обусловленных мышлением, превыше этических, которые зависят только от силы воли человека. Поэтому "самые достойные люди предпочитают вечную славу смертным вещам", так как "они надеются на достижении Истины". Критерий Истины Гераклит видит в Объективным Логосе. Второй вытекает из первого, что логос является свойством всех людей, а поэтому "… нужно следовать общему всем". Это утверждение о том, что Разум приходит извне. Потому что они свободны, в отличае от рабов, за что получют после своей смерти "более значительные уделы"(цит. по: Гераклит, Фрагменты, Антология мировой философии, Т. 1, Ч. 1, М.,1969).