Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

КОЛЛЕКТИВИЗМ или ИНДИВИДУАЛИЗМ?

ПсихологияИстория+3
Eva Mango
  ·   · 7,3 K
Разбираюсь в темах - политология, социология...  · 19 нояб 2019

Начну издалека. Коллективизм и индивидуализм закономерно возникают в обществе на разных стадиях общественного развития и в разных культурах их роль различается. Вообще большая часть "формаций" или социально-экономических типов устройства порождала (производила) и поощряла коллективизм как форму поведения. В традиционных первобытных обществах коллективизм был естественной формой взаимопомощи людей в условиях скудости ресурсов и долгое время после становления т.н. "цивилизации" или классового общества был основой выживания неимущих слоев и классов - зависимые общинники (азиатская формация), рабы (серварная или рабовладельческая формация), крестьяне (сословная или феодальная формация). Индивидуализм как возвеличивание вклада отдельных личностей и противопоставление их обществу и общественным интересам был свойственен в основном аристократическим слоям и группам - крупным рабовладельцам в рабовладельческих республиках Греции и Рима, мелкой и крупной знати в феодальной Европе. В какой-то степени и индивидуализм и коллективизм всегда сталкивались как теоретически (в философской и научной мысли), так и практически. Возьмите Древнюю Грецию с её философами и там увидите Платона с его коллективистскими взглядам и Аристотеля с его ярко выраженным индивидуализмом. Коллективизму в теоретической мысли была свойственна опора на рациональные проекты устройства общества (будь то кастовый строй, как у Платона или социализм как у Т. Мора и Т. Кампанеллы), а индивидуализму соответствовали идеи "среднего сословия", частной собственности, частных прав и интересов и так далее. То же мы можем увидеть и позже. Коллективисты в теоретической мысли обычно либо выступали с защитой неимущих слоев населения (Ж.Ж. Руссо, Э. Кабе, К. Маркс и проч.), либо с защитой сильной государственности, которая будет умерять аппетиты частных собственников (Т. Гоббс, Ф. Гегель). Индивидуалисты выступали с защитой прав отдельных личностей от посягательств сословного или иного порядка (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, И. Кант и проч.) или за свободу личности против любых моральных или иных ограничений, торжество сильного индивида (М. Штирнер, Ф. Ницше и др. анархо-индивидуалисты, анархо-капиталисты, а также А. Рэнд с её позицией промежуточной между анархо-капитализмом и либертарианством и проч.)

В будущем правда, после "революций Модерна" и установления в обществах Запада капитализма ситуация с соотношением индивидуалистских взглядов и коллективизма сильно изменилась. Вместе с этой "революцией Модерна" появилось то, чего еще не было - индивидуалистическая религия, а вернее, религиозное течение в христианстве - протестантизм. Протестантизм оказал на капитализм сильное влияние распространив идеи индивидуализма на массы населения, сделав индивидуализм религиозно значимым (придав ему религиозную и моральную санкцию). Так индивидуализм впервые (!) стал частью культуры общества в целом (нигде, ни в древности, ни в средневековье идеи индивидуальной ответственности и индивидуальных прав не ставилась выше общественных традиций и устоев). Индивидуализм и капитализм привели к быстрому развитию западных обществ и быстрому их расслоению, к устойчивости социальной структуры. Индивидуалистичное внутри, общество было снаружи довольно единым (национализм) , основанным на общих политических ценностях и интересах (гражданская общность, гражданское общество). Но сам путь индивидуализма в культурном плане тупиковый, поскольку общество не может быть основано только на идее конкуренции всех со всеми. Рано или поздно всеобъемлющая социальная конкуренция порождает потребность закрыться от неё, защититься. Так в рамках индивидуалистичных обществ или обществ, переживших приступ индивидуализма (как общество Германии кон. ХIX-нач. ХХ века) возникает то, что я бы назвал "патологический коллективизм", коллективизм, основанный на искусственном принуждении индивидуалистов к коллективности. Это и есть фашизм и нацизм. Другой ответ породила современная культура США. Это - феминизм, ЛГБТ-движение, движение "Blacklivesmatter" и другие движения с "виктимной ментальностью", то есть рассматривающие себя едиными перед лицом угнетающего их общества. Это попытка вывести себя за пределы конкуренции, менее патологичная чем нацизм.

В целом же, если в рамках социализма невозможно избежать "перекоса в сторону коллективизма", то по мере избавления общества от нужды и бедности, возникнет сначала новый индивидуализм, а потом снятие диалектического противоречия между личностью и обществом (которые и являются основой противоречия между индивидуализмом и коллективизмом). В рамках этого снятия личность осознает себя свободной и имеющей равные права с другими личностями, но вместе с тем единой с другими, не разделенной. Личность по настоящему станет "совокупностью общественных отношений", а общество будет напоминать ... "коллективную личность". Так что не-а. Ни коллективизм, ни индивидуализм, а эгалитаризм, гармония между личностью и обществом, равенство в правах и возможностях без стирания различий -вот идеал общественных отношений.

Господи, опять марксисты свои молитвы читают. Формации, общественные отношения, диалектика (стакана), стадии... Читать дальше
Музыкант и художник  · 19 нояб 2019
Коллектив состоит из индивидов. Многие идеологи  забывают про это. В идеале хорошо, когда коллективизм не покушается на личность. В реальности очень даже покушается. Например стандартная фишка, что мол ради всеобщего блага... Читать далее
Коммунизм - это не радикальный коллективизм. В коммунизме личностные и общественные интересы сосуществуют гармоничн... Читать дальше
Всё зависит от обстоятельств: дом индивидуально построить сложно, но с коллективом легко, однако жить в этом доме лучше индивидуально, коммуналка как то не вдохновляет. Правда жить индивидуально на острове, как Робинзон... Читать далее

Разумнее всего скооперироваться и каждому построить дом.

Мining (добыча полезных ископаемых). христианин.  · 19 нояб 2019
ни то, ни другое. Любой "ИЗМ" имеет те или иные ограничения, ту или иную "порчу", ущербность, ограниченность и т.д., хотя в целом каждая из идей имеет некоторое "рациональное зерно". Однако как универсальная, фундаментальная  "с... Читать далее
Вообще не эксперт Просто люблю поболтать  · 19 нояб 2019
И то и другое по отдельности не имеет смысла  при  построении  гармоничного общества . Только в сочетании. Индивидуальность , приносящая   помощь   коллективу , вносящая  свой  посильный  вклад в общее дело. Интересы коллектива... Читать далее
IT-гуманитарий  · 10 нояб 2020
Вопрос с подвохом. В реальности ни того, ни другого в чистом виде не существует. Человек стайное животное, живёт в обществе, и оно ему необходимо, это часть его существования. Это не муха, которая вылупилась из личинки и сразу... Читать далее
инженер по тб, политика, экономика,электромобили  · 22 сент 2020
Коллективизм должен быть на основе индивидуализма, т.е. коллектив для людей, а не люди для коллектива, как у нас. В любом коллективе есть правление (без него никак) - небольшая кучка индивидуумов, стоящих у коллективной... Читать далее

Ребята привет! :)

Тема закрыта? Или можно еще пообсуждать? Есть вопросы!

Я всегда хотел ощущать мир как одну большую семью. Хотел жить в живом городе, а не в мертвом. В чем моя проблема? Что не так со мной?

Настоящий коллективизм основан на здоровом индивидуализме. Поэтому для себя я сделала выбор в пользу второго ради достижения первого. Ваш вопрос звучит для меня, как ЦЕЛЬ или СРЕДСТВО.

Объединение индивидуалистов - это уже не коллективизм, а взаимовыгодное сотрудничество. Каждый живёт своей жизнью... Читать дальше
Фрилансер  · 16 янв 2020
Коллективизм бесполезен без ярких индивидуальностей, получится стадо. Я думаю внутреннее личное рзвитие, если оно состоялось приводит к необходимости и коммуникациии и взаимодействия с такими же. Это гораздо эффективней усилий... Читать далее

Эффективней в чём? Адепты коллективизма любят это слово "эффективность", но всегда забывают о том, кому это нужно.