Сначала определитесь, что вы собственно хотите :) Но в любом случае, наиболее правильным вариантом будет изучение нотной грамоты параллельно с собственно обучением на инструменте. Если мы берём ситуацию, когда вы обучаетесь с нуля, не умея ни на чем играть, то я бы сказал так - при обучении на фортепиано потребуется знание нотной грамоты, без этого вы далеко не уедете. Этим процесс обучения и отличается от гитары, например. Если говорить в рамках начального обучения, то на гитаре сначала просто, потом трудно. Это, кстати причина, почему везде так много гитаристов - начальный этап обучения представляет собой постановку рук, изучение аккордов и процесса чтения табулатур (и научиться читать табы проще, чем ноты). На фортепиано наоборот: сначала придется изучить "матан" - нотную грамоту, параллельно гоняя гаммы и арпеджио. Конечно, уровня виртуоза будет трудно достичь на всём. Но во всех случаях, на всех инструментах, знание нотной грамоты не повредит! Ниже привожу случаи из своих примеров, работал с такими людьми лично.
Для вокалистов знание нотной грамоты поможет избежать в будущем, например, таких ситуаций:
1. Вы не можете построить к своей вокальной линии бэк вокал в определенный интервал, потому что не знаете интервалов и не натренированы в сольфеджио. В итоге это занимает у вас в несколько раз больше времени, чем могло бы.
2. Не можете стандартно распеться по трезвучиям, потому что не знаете трезвучий.
3. Не можете скорректировать свой вокал в Celemony Melodyne (это частенько нужно, даже профессиональным вокалистам), потому что не знаете ладов.
Для гитаристов - таких:
1. Не можете договориться с клавишником о партии, потому что в отличие от него, не знаете какой букве соответствует какая нота. Это не слишком большая проблема, клавишник обычно всегда знает, поэтому будет говорить вам что-то вроде "D, потом A, потом G".
2. Не можете договориться с барабанщиком, потому что не знаете длительностей нот. Он говорит "Да тут 16е триоли!" - и вы понятия не имеете, как их высчитать в такте.
3. Не можете объяснить вокалисту, что он делает не так. А если и вокалист нот не знает, то вообще пиши пропало.
4. В песне встретился технически сложный момент, и вы не можете разобрать его. Такое довольно часто бывает, когда партия "утоплена" глубоко в микс (ее плохо слышно), либо если это какой-то сложный очень быстрый пассаж. И тут вы обнаруживаете, что к этой композиции есть официальные максимально подробные нотные партитуры ко всем инструментам, но к вашему огорчению - они вам не помогут.
Как ни странно, такие ситуации встречаются не только среди новичков-пионеров, но даже среди опытных музыкантов. Знаю очень хорошего гитариста, который всё снимает исключительно на слух и даже не умеет читать табулатуры. Всегда придумывает отличные партии, но работать с ним бывает нелегко.
Нотная грамота поможет вам существенно сократить время, уходящее на объяснение материала на репетициях с другими музыкантами. Это язык, на котором вы будете с ними разговаривать, и они должны вас понимать. Также присоединяюсь к предыдущему ответу, сольфеджио очень полезно, а диктанты (особенно многоголосные) и угадайка интервалов - это то, что разовьет ваш слух. Упорно и длительно позанимавшись такими упражнениями, и в особенности при наличии слуха "от природы", вы со временем внезапно осознаете, что для разбора несложных композиций вам ни ноты, ни табулатуры совсем не нужны. К тому же, если вы даже просто знаете хотя бы все виды мажорных и минорных ладов - это сразу выведет ваши навыки импровизации и разбора партии на слух на совсем другой уровень. В импровизации вы никогда не нажмёте куда не надо, а при разборе вам достаточно будет знать тональность (она определяется буквально за несколько секунд) и куда идёт мелодическая линия, вы будете подбирать партию буквально на лету, а не сидеть по полчаса над 10 секундами песни.
В итоге, единственно верный ответ - тот инструмент, который вы выбрали (или несколько сразу), в любом случае лучше подкрепить изучением нот и сольфеджио. В будущем это сильно вам поможет и снимет с вас огромное количество ограничений. Эти процессы обучения должны идти параллельно. Даже если вы барабанщик, знание нот даст вам возможность:
- троллить гитаристов, басистов и всех остальных, когда они лажают
- очень легко и быстро на минимальном уровне изучить другой инструмент, а потом показывать пример басисту как надо играть, вгоняя его в депрессию
- записать трек самому без всяких проблем, обычно из барабанщиков со знанием нотной грамоты выходят очень хорошие битмейкеры.
Под словом "занятие музыкой" подразумевается прежде всего слух, и соответственно в первую очередь надо заниматься им. Какой бы инструмент вы не взяли бы в руки - без слуха там делать нечего.