Что бы ни говорили знатоки-рекламодатели, Карлсон, прежде всего, персонаж сложный. И оценивать его с точки зрения положительный/отрицательный - это как минимум нечестно по отношению к читателю - как к читателю книги про Карлсона, так и к читателю TheQ. А у нас тут не принято обманывать других пользователей.
Карлсон - персонаж противоречивый. Прежде всего, до сих пор не закрыта дискуссия на предмет того, является ли Карлсон реальным персонажем (ну, естественно, в рамках вселенной произведения) или это плод воображения лишённого должного внимания Малыша. Знаете, один из этих воображаемых друзей, эдакий Тиабалду с мотором (палец вверх, кто помнит Тиабалду). Но, если перефразировать классика, в одном нельзя сомневаться: "Si Carlson n'existait pas, il faudrait l'inventer" ("Если бы Карлсона не существовало, то его следовало бы выдумать" - фр.). Карлсон - идеальная кандидатура для противопоставления его инфантильному до нельзя, но при этом предоставленному самому себе Малышу.
Карлсон - единственный настоящий (даже если он не настоящий) друг Малыша и единственное оправдание всему с ним происходящему. По крайней мере, с точки зрения самого Малыша - очень убедительное оправдание. Эдакая летающая индульгенция, ничего не требующая взамен. Ну, разве что ещё капельку варенья... Карлсон открытым текстом транслирует вполне простой и охотно принимаемый мессадж: "Ерунда, дело житейское," - и Малыш ему безапелляционно верит. Причём, масштабы трагедии особо не имеют значения: люстра упала, сломалась любимая папина паровая машина или пожарные снимают тебя с крыши. И это при том, что это Карлсон прилетает и вносит элемент хаоса в устоявшуюся обыденность Малыша. Вот он сидел, спокойно делал уроки, но тут прилетает его винтокрылый товарищ - и тут же случается какая-то мини-катастрофа.
"Спокойствие, только спокойствие..." Но это не то Спокойствие, о котором нам пытаются рассказать буддисты. Это спокойствие искусственное, ничем не подкреплённое. Оно настолько же неубедительное, насколько неубедительно звучит "Это не я" ребёнка, только что разлившего молоко или разбившего вазу. Вторую за этот месяц.
Ребёнок не хочет быть плохим. С детства ему говорят, что хороших детей любят, а нехороших... Чёрт, их тоже любят, но с какими-то неприятными оговорками. Оговорки никто не любит, все хотят быть любимыми без оговорок. И поэтому очень хочется разбить вазу и сразу сказать: "Это не я!" У Боссе и Бетан не было Карлсона - они играли вместе и, скорее всего, успешно (или не очень) сваливали свои проказы друг на друга. А потом появился Малыш - их универсальный "Это не я!" с большой разницей в возрасте, которым они, наверняка, пользовались. ну, по крайней мере пытались - это точно. Теперь у одного футбол и драмкружок, а вторая всё больше по свиданиям.
А вот у Сванте (что значит "Кто это?" - так на самом деле зовут Малыша) младшего брата нет; возможно, поэтому у него и появился Карслсон. Настоящий или нет, но с определённого момента он становится виновником всех тех рядовых для семилетнего ребёнка неприятностей, из-за чего ощущение наличия верного, пусть даже с довольно скверным характером, но друга только закрепляется. Если в каждом эпизоде Карлсон бессовестно подставляет Малыша, в сумме создаётся образ настоящего друга, всегда готового прийти на помощь, развеселить, пошалить, что-нибудь сломать и свалить в самый ответственный момент. "Это не я, это Карлсон, который живёт на крыше. А я хороший, любите меня, пожалуйста. Я здесь..."
Мультфильм действительно слабо передаёт всё трагедию Малыша - слегка избалованного семилетнего ребёнка, которому банально не хватает внимания. Но даже в контексте советского мультфильма (несомненно гениального, но, как и большинство экранизаций, сильно уступающего оригиналу) сложно дать Карлсону однозначную сухую оценку по системе хороший-плохой. Карлсон - кем бы он ни был - единственный, кто, хоть и пользуется доверчивостью Малыша, воспринимает его всерьёз. Конечно, прежде всего, он преследует свои корыстные цели - подзаправиться и пошалить. Но если нужно помочь Малышу и проучить домомучительницу - это всегда пожалуйста. Тем более, это ещё и весело. Так сказать, убиваем двух зайцев.
А ещё Карлсон лучше всех. Он сам это многократно постулирует и так выходит, что он действительно немножко лучше всех, кто окружает Малыша. По крайней мере, у него есть на Малыша время.
Если вырвать Карлсона из контекста, то он, конечно, товарищ сугубо отрицательный: наглый, подлый, беспринципный халявщик, втёршийся в доверие к Малышу. Но он нужен Малышу. Именно он приходит и несёт с собой Спокойствие - пусть не совсем "правильное", но так нужное Малышу. Спокойствие и внимание. А ещё Карлсон честный. Он, конечно, врёт по мелочам (взять хотя бы картину "одинокий красный петух" или заявление про несколько тысяч паровых машин), но он ни разу по-настоящему не обманул Малыша.
Если бы во вселенной Малыша не существовало Карлсона, то его стоило бы выдумать.
Заметки на полях: Всё-таки, я склоняюсь к тому, что Карлсон - это невидимый друг Малыша. Просто потому, что мне не хочется думать, что это просто бомж с вентилятором, который нахаляву харчевался у Свантессонов, попутно ломая мебель и, наверняка, подворовывая, заручившись расположением малолетнего пацана...
И это Пеппи ДлинныйЧулок положительный персонаж?
фрекен бок это раневская.