Есть три типа отношения человека к миру. Если явление несоизмеримо ниже человеческого уровня (по мнению самого человека), то человек его просто использует. Если явление примерно равно по уровню человеку, то совершается взаимообмен. Если человек полагает, что явление несоизмеримо больше (выше) него, то естественный способ общения - молитва (славление, прошение, благодарение).
И в самой молитве существует три степени.
Устная (наружная) молитва - это произнесение молитвенных текстов, песнопения, телесные движения. Такая молитва должна дать молитвенный навык.
Следующая степень - внутренняя молитва. Она бывает умной и сердечной. В процессе умной молитвы молящийся умом устремляется к объекту моления, пытаясь его постигнуть. Такая молитва приводит к сердечной молитве, когда молящийся эмоционально переживает свою причастность к высшему. В христианстве, например, выработаны особые правила для достижения умносердечной молитвы. Это часто повторение короткой Иисусовой молитвы, отрешение разума от мирских помышлений, согласование молитвы с дыханием и пр.
Наивысшая молитвенная степень - благодатная молитва, которая считается сверхъестественной и потому непостижимой. "При такой молитве душа не допускает ничего говорить языку или весьма мало, всегда воздыхает о Боге, ищет Его, в Нем находит единственное удовольствие, забывает весь мир и все сущее в мире и все более и более Богопознанием, любовью и радостью исполняется, и радости той не может выразить язык".
Является ли молитва способом обращения со своими переживаниями?
В наиболее общей формулировке переживание - это "особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием" (Ф. Е. Василюк). Понятно, что молитва используется при "установлении смыслового соответствия" с тем, что человек полагает значительно больше (выше) себя. Именно эти переживания (иногда их называют религиозными) регулируются с помощью молитвы.