Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Каково современное понимание у исторической науки первопричин появления веры в Бога у людей?

ИсторияФилософия+3
Анонимный вопрос
  ·   · 9,7 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 4 нояб 2022
С первопричинами всегда сложно, они скрыты от нас толщей времени. А в данном случае ситуация отягощена еще и тем обстоятельством, что предмет исследования нематериален, то есть не имеет физического измерения. Современная же наука предпочитает то, что можно объективно исследовать, то есть внешние проявления культа, документы, вещественные источники.
Изучением логики появления религиозных верований у человека занимаются религиоведы и отчасти историки религий. И хотя они используют научные методы и опираются на находки археологов, строго говоря, все реконструкции древних религий в значительной мере является спекулятивными (умозрительными). Боюсь, что мы никогда не получим идеального ответа на ваш вопрос. Однако люди всегда будут пытаться его найти, потому что это интересно.
Вопросами происхождения религии в прошлом веке занимались многие: Алексей Лосев, Мирча Элиаде, Джеймс Фрезер, Клиффорд Гирц, Арнольд ван Генне и т.д. Важно понимать, что сегодня эта тема не является актуальной. Современные ученые предпочитают заниматься более узкими и конкретными проблемами.
Однако мы можем быть уверены — религия во все времена была одним из способов познания окружающего мира, объективизации знаний, формирования большого объединяющего нарратива. И в этом смысле, как бы странно это ни звучало, ученые и верующие не сильно расходятся.
Откуда верующие знают о богах, боге, Боге? Во-первых, из личных свидетельств (Моисей встретил Неопалимую купину и получил откровение), а во-вторых из преданий (например, когда старшие рассказывают младшим, или проповедники рассказывают о своей религии).
С первым случаем все относительно понятно: даже если мы предполагаем, что библейский патриарх представляет собой сборный образ или персонификацию, сам факт озарения отрицать сложно. И хотя мы можем по-разному интерпретировать этот процесс (от реальной встречи до самовнушения), мы не можем опровергнуть факт (или возможность) какого-то происшедшего в человеке психического действа. Вопрос здесь стоит (и опять наука не спорит с религией) в подлинности, то есть имитирует ли человек это изменение ради каких-то своих корыстных целей или нет.
В качестве еще одного примера можно вспомнить Жану д’Арк, которая по ее собственным уверениям услышала голоса архангела Михаила и святой Екатерины Александрийской.
А вот генезис религиозного знания, получаемого из мифа или предания — это более сложный вопрос. На зрелых стадиях существования религии миф начинает фиксироваться в письменных источниках, модифицироваться жрецами и, условно говоря, рапсодами, приобретает черты философского учения. Это поле для академических исследование.
Но как формируется миф в дописьменные времена? И что важнее — мифологическая история или божественные персонажи? Здесь стоит уточнить, что понятие «вера в бога» имеет относительно позднее происхождение, когда люди уже получили выбор: верить, не верить, логически обосновывать ту или иную точку зрения (например, не верить, но доказывать необходимость веры), либо же занимать агностическую позицию и т.д.
Можно предположить, что для архаичных обществ первичной единицей религиозного знания был все-таки не бог, а само предание, включающее в себя рассказ о боге. Отчасти это подтверждается тем, что мифологические схемы идентичны у разных народов, тогда как имена богов и их модусы меняются. При желании это обстоятельство можно трактовать как угодно: один бог с разными именами, или бог — это просто персонаж предания, одна из функций. Много позднее, когда формируется идея единобожия, пантеон богов сменяет один Бог, центрирующий все знания и представления о мире и сущностно превосходящий предание.
Соответственно, на ваш вопрос можно ответить следующим образом: ранние общества конвертируют свои абстрактные знания в мифологические истории (о происхождении мира, о правилах проведения обрядов, о предках, о конце света), и только затем из них выделяются наиболее значимые боги, вокруг которых вырастают культы. И, как следствие, возникает потребность в вере, как способа принятия информации, не требующего сложной верификации. Но это, как я уже и говорил выше, всего лишь модель, построенная преимущественно на догадках и размышлениях. Возможны и другие интерпретации. 
Кандидат исторических наук. Специалист по истории...  · 3 нояб 2022  ·
asocial_gumoMEM
Вообще этот вопрос следует разделить как минимум на три части: причины появления религиозных представлений вообще, причины перехода от ранних верований к организованным религиям и причины появления монотеизма. Ответ на первую... Читать далее
Канал на Дзене - ИстАдмин. Статьи по истории в разных ее вариацияхПерейти на dzen.ru/ist_admin
лично я считаю...человек уже рождается с той или иной программой жизни..а религия это прежде всего программа... Читать дальше
Инженер-физик, занимаюсь электроникой, социологией...  · 14 нояб 2022
Смею понизить глубину раскрытия первопричин веры в Бога в возможных ответах на по тавленный вопрос, так как историческая наука в принципе  не имеет задач раскрытия первопричин. Её задача - исследовать динамику материально-культу... Читать далее
Канал: "Философия, как точная наука"Перейти на dzen.ru/id/60c6e03df781c23625ddb69b
Пенсионер, увлекаюсь палеолингвистикой Мне...  · 6 нояб 2022
Первопричину появления веры в Бога нужно искать не в исторической науке, а в физиологии человека. Человек ещё на до словарном уровне развития физически ощущал наличие в природе духовной составляющей мироздания, которая непосредс... Читать далее
Сказочник... и этого пока достаточно  · 10 нояб 2022
Это понимание скорее надо искать не у "исторической науки", а у философии и антропологии. Хотя автору вопроса для начала следовало бы самому разобраться в терминах и понятиях, а потом либо самостоятельно ответить, либо как-то... Читать далее
Писатель, философ, художник, музыкант  · 8 нояб 2022
О первопричинах появления веры в богов писали ещё античные философы, указывая на то, что вера в невидимые сущности возникает от незнания сил природы, то есть, от невежества. И они были правы. Ничего за тысячелетия не изменилось... Читать далее
Переводчик лингвист, темы интересуют разные, как...  · 4 нояб 2022
Разное, как и во все времена. Атеисты думают, что в каменный век людям было вообще не до веры — только бы выжить, а потом, когда цивилизация стала развиваться, жизнь стала покомфортней, стали задумываться над тем, кто все это... Читать далее
Есть люди верующие а есть не верующие так что за всех говорить не надо. А богов создали для укрепления... Читать дальше
Автор пишет складно, но со многим можно и не согласится. Мне кажется, что автор "начитался" разных книг и выдал свою "солянку". Автор пишет: "Поскольку эти силы оказывались превосходящими человека во всех отношениях, то... Читать далее
Первопричиной веры в Бога было и есть человеческие страхи. Боишься смерти, верь, что после смерти попадешь в рай. Тебя пугает окружающий мир своей неизвестностью. Верь что мир создан разумной сущностью БОГОМ, что мир стал более... Читать далее