Вообще этот вопрос следует разделить как минимум на три части: причины появления религиозных представлений вообще, причины перехода от ранних верований к организованным религиям и причины появления монотеизма. Ответ на первую часть наиболее сложный, поскольку, во-первых, нет никаких письменных источников об этом, а, во-вторых, как следствие из этого, мы не можем сказать даже примерно, где и когда появились первые религиозные представления. Поэтому тут все построения являются гипотетическими и опираются на наблюдения за так называемыми первобытными обществами (хотя термин очень неудачный в данном случае). Но проблема в том, что все эти изучаемые общества появились тогда, когда уже существовали государства и развитые религиозные системы, поэтому валидность наблюдений является спорной.
В настоящее время наиболее часто называемыми являются социальные, психологические и гносеологические предпосылки, значение которых варьируется в рамках различных подходов. К социальным традиционно относят особенности взаимодействия людьми между собой и с природой. Из-за неспособности человека влиять на определенные процессы, проходящие как в окружающем мире, так и в обществе, возникло представление о существовании неких сил, могущих управлять этими процессами. Поскольку эти силы оказывались превосходящими человека во всех отношениях, то возникло представление о том, что их невозможно до конца понять. Это вывело эти силы за грани рационального, что и стало одной из предпосылок формирования религиозных представлений. Кроме того, человек испытывал желание «приручить» эти силы, подчинить их своей воле, что стало предпосылкой появления одной из ранних форм религии – магии.
Гносеологической предпосылкой зарождения религиозных представлений стало стремление человека познать окружающую действительность. В условиях отсутствия полностью сформировавшегося абстрактного мышления, умения к глобальным обобщениям и способности выстраивать причинно-следственные связи, осмысление реальности не могло быть полностью рациональным. Эта иррациональность привела к необходимости введения в картину мира определенных сил, способных заполнить недостающие фрагменты в системе ее функционирования. Такие иррациональные силы и стали основой ранних религиозных представлений.
Наконец, психологическая предпосылка может быть определена как необходимость избавления человека от постоянно накапливаемых негативных эмоций, вызванных неспособностью полностью подчинить себе окружающую среду. Очищение от негативных эмоций возможно через обращение к определенным силам, способным устранить причину их появления. Поклонение этим силам стало основой не только ранним формам религии, но и более поздним, вплоть до современных.
Также иногда выделяют моральные предпосылки (необходимость создания системы норм взаимодействия членов общины, которая должна быть освящена авторитетом высших сил) и социально-политические (стремление слоев, находящихся у власти, обеспечить собственную легитимность опорой на покровительство высших си), однако они явно относятся к более позднему периоду, когда религия стала приобретать более организованные формы.
Говоря об ответе на втору часть, главной причиной называют процессы политогенеза и формирования первых этнополитических структур. В результате складывания ранних этнических общностей – племен – стало начало формирования племенных религиозных систем (некоторые из которых в дальнейшем трансформировались в национальные религии). Основой для зарождения новых религий стали существовавшие родовые культы, а также культы вождей. Отражением процесса расслоения внутри первобытных обществ стал аналогичный процесс и среди духов-покровителей, часть из которых превращаются в богов, обладающих гораздо большей властью и силой, а потому заслуживающих особого поклонения. Дух-покровитель вождя, дающий ему сверхъестественную силу (ману), постепенно стал превращаться в верховного бога формирующегося пантеона.
Также важную роль сыграл переход к производящему хозяйству, поскольку увеличился авторитет солнечных и лунных богов (отсчет времени), а также богов, связанных с определенными занятиями. Так начинает формироваться иерархия богов и появляются первые пантеоны, упорядоченные религиозные системы.
Наконец, если мы говорим о монотеизме (хотя лучше чуть расширить - до религий спасения), то тут выделяют такие причины. Ряд авторов (Э.О. Берзин, Э.Р. Берн) связывают появление новых религий с появлением и распространением железа, пришедшего на смену эпохе бронзы. Железо стало основным инструментом для орудий труда и оружия, что привело к появлению массовых армий и как результат – к ожесточению войн, многие из которых начинают вестись на истребление. Подобная ситуация требовала какого-то идеологического обоснования, что и стало предпосылкой для формирования новых религий, в основе которых лежала идея личной ответственности человека за его посмертное существование.
Авторы первого тома коллективной работы «История Востока» выводят новые религии Древнего мира из проблемы теодицеи, которая была озвучена в середине II тыс. до н.э. Различия в догматике новых религий объясняются разными ответами на вопрос о природе зла. Общей причиной появления религий спасения являлся духовный запрос людей на объяснение ключевых вопросов этики, в первую очередь вопроса о поведении человека в мире, где помимо добра существует зло.
Появление первых религий спасения относится к рубежу VII-VI вв. до н.э. На Ближнем Востоке этот процесс обусловлен возвышением и затем упадком Ассирии, которая при Тиглатпаласаре III (правил в 745-727 гг. до н.э.) превратилась в империю. Принципиальным новшеством в имперской политике Тиглатпаласара III стало массовое переселение покоренных народов вместе с их богами в другие регионы. Это привело к тому, что идея «территориальных» богов (т.е. таких, чья власть распространяется только на определенную местность) заменяется идеей богов «национальных» (т.е. таких, которые благоволят определенному народу). Падение Ассирийской империи в конце VII в. могло восприняться покоренными народами как результат гнева именно их национальных (племенных) богов, что приводит сначала к мысли, что их боги более могущественны, чем все остальные, а затем к тому, что они (или даже один из племенных богов) начинают восприниматься как единственные (единственный), что стало предпосылкой зарождения монотеизма.