Наверно, у меня еще не очень большой опыт для выработки определенного философского решения. Но все же.
Во-первых, я не вижу смерть. Я вижу материал, с которым я работаю. Тело. Но я не могу представить, что еще сутки назад этот человек дышал. Я его живым то и не видела. Личность пропадает, остается только материя. И я думаю, что это даже хорошо, что я не отождествляю человека и его тело. Иначе с ума сойти можно.
Смерть – это же мгновение. Думаю, спросить стоит реаниматолога. Вот у этих ребят наверно стальные нервы. Вот уж кто точно смотрит смерти «в лицо».
Что еще я вынесла за свою недолгую работу… Что все бренно, все когда-нибудь закончится. «Шахматные фигурки в конце игры будут лежать в одной коробке». Что жизнь очень короткая, и иногда заканчивается ожидаемо, а иногда очень резко. Не стоит служить чужим идеалам, это никому не нужно.
Похоронные ритуалы изнутри смотрятся очень нелепо и бессмысленно.
Как пример профессиональной деформации: звонит знакомый и говорит совершенно убитым голосом, что у него друг умер, спрашивает детали. А ты ему отвечаешь, как ни в чем не бывало, своим бодрым веселым голосом: «Да, конечно, посмотрю в журналах». И чуть ли не рассказываешь анекдот напоследок как обычно. То есть у человека горе, а у тебя то работа.
Тяжело ставить рак живому человеку. Сто раз посмотришь стекло, покажешь коллегам, перечитаешь еще раз направление. Да, 1984 год рождения… Ну и пишешь свое удручающее заключение. Еще и на себя «примеришь»… Брр…
В целом, не думаю, что у патологоанатомов какое-то кардинально другое отношение к смерти. Может самую малость более пофигистичное.
скажите, а в целом как, профессия настраивает на жизнеутверждающую волну или наоборот?