Вначале стоит помыслить – а возможно ли оно? Разумеется, знаний о том не имеется, а от вера в то что оно возможно конечно была у многих как в прошлом так и у ныне живущих. Для того древние греки применяли термин «метемпсихоз», что в переводе означает «одушевление, оживление, собственно – переодушевление». Это «переодушевление» следует понимать, как снова (после некоторого прерывания) происходит возращение к жизни путем т.с. «вселения» (души) в новую телесную оболочку животного или человека (и тем самым возникает человеческое сознание). Как мыслят они эта возможность предполагается тем что субстанция души находится вне тела, «коль души / Живут вне тел» (Байрон).
По свидетельству древних: «Фалес первым был назван мудрецом и первым сказал, что душа бессмертна», а еще раньше по сообщению Геродота, «…египтяне первыми высказали вот какое учение: что душа человека бессмертна и с гибелью тела вселяется (…) в другое животное, которое всякий раз рождается». И этот вопрос был интересен и древнегреческому философу Сократу, «он беседовал со своими учениками о бессмертии души, как грек обращался к разуму и фантазии, говорил очень живо, являя им на это надежду всем своим существом, очень ясно и убежденно…» (Гегель).
Но конечно они всем тем пытались представить тому доказательства. В принципе они таковы: так как бессмертие относится к душе – а она есть по природе бестелесное что не подвержено разрушению (Прокл, античный философ), то оттого душа принадлежит вечному или бессмертному. В связи с чем у человека должна появляться надежда или даже уверенность в возможности бессмертия. Да к тому же они указывали на божественную (т.е. высшую) сущность человеческой души, «…из всего сказанного следует такой вывод: божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа» (Платон), согласно древнегреческому философу Анаксагору: «Не гибнет ничто из рожденных на свет», древнекитайскими «Учителями из Хуайнани» сказывается: «Я могу быть и не быть, но не могу абсолютно не быть», в Писании: «И не бойтесь убивающих тело, души' же не могущих убить» [Мф. 10:28].
Всем тем они приходили к воззрению того что бессмертие позволяет двигаться (в ходе непрерывной цепи перерождений в живые существа) по некому кругу жизни. Стало быть, человек после своей смерти не уходит в никуда, а постоянно возвращается и возвращается к жизни – к бытию. Это должно иметь и рационалистическое обоснование и тем самым способствует усилению – этического, в особенности нравственного, поскольку такой человек мыслить себя не временщиком и случайном в этом мире, а есть часть этого мира и состояние мира зависит от каждого – и от всех их. И в том конечно же должен быть интерес, чтобы в мире был порядок и благоустроенность.
Но в действительности располагает ли мир всем этим или может быть это относится к роду пустых иллюзий или скажем так: подобные мысли граничат с фантастикой поскольку современная наука не может представить соответствующие доказательства, подтверждение что оно так и есть.
Во всем том (чтобы подойти к разрешению подобного) по-видимому стоит начать с познания человека: в смысле того как он устроен и т.с. функционирует, и если он состоит из души и тела, то как они соединены (между собой) – и соответственно относятся. Когда философы говорят, что бессмертие связываем скорее с душой, чем с телом, то тогда научные исследования должны быть главным образом направлены на познание ее. Но (к сожалению) трудность в том, что современная наука не располагает достаточными для того возможностями – как в плане идей, так и методологии, системы.