Бродский всегда был очень популярен (например, среди авторов школьной программы он неизменно в топе любимчиков у детей), но в последнее время действительно наметился настоящий культ Бродского.
Человеку, который Бродского не любит (да, вот такие у меня специфичные вкусы) становится сложно жить в этом мире. Стоит где в приличном обществе робко упомянуть, что не любишь Бродского (бывает, что этого разговора как-то не избежать), так сначала на тебя все с несколько секунд просто таращатся, как на прокаженную, а потом начинается: "Да как можно, да он же гений, да человек со вкусом просто не может не любить Бродского, да вы верно чего-то не поняли в нем..." И начинают взахлеб цитировать полтора самых мейнстримных стихотворения Бродского, и кто-нибудь обязательно начинает кричать, чтобы никто не выходил из комнаты. В общем начинается хаос, полный сюр и какой-то сумасшедший дом. По итогам всеобщего вече любителей Бродского мне выносят вердикт, что я просто так выпендриваюсь и типа не такая как все.
На самом же деле Бродский меня просто не цепляет, его средства выразительности меня не удивляют, а от поэта этого хочется, хочется какого-то очень особенного восприятия мира. Нет, он не то чтобы плохой, от него не воротит, как от пошлого Асадова, но он кажется мне значительно переоцененным.
Бродского действительно какое-то время назад стали активно "пиарить" многие популярные паблики, и он легко разошелся как тренд по соц.сетям. Но ведь это не сама первопричина его популярности, есть также причина, по которой именно Бродский смог стать таким трендом. На мой взгляд, эту причину озвучил Эдуард Лимонов (редко приходится с ним согласиться, но это как раз тот случай - он один из немногих людей, кто также не любит Бродского): он написал, что Бродский - бухгалтер от литературы. Я бы сказала чуть по-другому, творчество Бродского очень правильное с точки зрения маркетинга. Осознавал это Бродский или нет, он писал именно то, что люди хотят прочитать.
Несмотря на некоторую сложность поэзии Бродского, которая часто изобилует культурологическими аллюзиями, которые вроде как не каждый поймет, она предельно проста в понимании на эмоциональном уровне. Попробуйте почитать Бродского ребенку. Он может понять только каждое второе слово, но о чем стихотворение он вам скажет точно: любовь, ностальгия, обида, одиночество - все это у Бродского предельно понятно. У какого-нибудь Пастернака или даже Блока угадать эмоциональный фон сложнее, у казалось бы банального Маяковского это вообще ловушка - кажется одно, а на самом деле вчитаешься и все совсем по-другому. Потому что чувствуют они не как нормальные люди. Бродский в этом плане достаточно оригинален, чтобы не казаться серой массой, но и не слишком сложен, чтобы оставаться понятным широкой публике. Как группа Radiohead с Creep, которая вроде как про "не такого как все", а на поверку оказалось, что таких "не таких как все" толпы подростков, которые сделали песню почти своим гимном.
С точки зрения средств художественный выразительности Бродский богат, но их количество как-будто точно выверено - метафор не много и не мало, получается и не слишком сложно, и не пошло. Тот же Пастернак перегружен - троп в тропе и тропом погоняет. В итоге ничего не понятно, что происходит, только понятно, что кто-то зачем-то снег жует. А тот же Асадов вообще клал на эти постылые метафоры, не нужны они ему - если кто-то кого-то любит, то так и напишем - "они друг друга любили" - охренеть поэзия. В этой шкале Бродский попал в самое яблочко.
"... когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, - ты можешь размышлять о вечности..." "Одиночество плюет на человечество" - вроде как метафора, красиво звучит, что-то в этом есть, но предельно понятно любому. Точно также любому понятна и эта тематика, эти эмоции - их многие испытывали. Этот одинокий, мятежный дух... Только какое-то смутное чувство, будто писалось в угоду подростку.
"Я был только тем, чего ты касалась ладонью..." Тоже очень понятное всем чувство, и метафора вроде как метафорная, но тоже очень понятная, и даже если приглядеться - немножко банальная. А дальше там вообще про любовь и мироздание - так это уже даже и вовсе почти пошло.
И вот он почти весь Бродский такой - балансирует на грани между оригинальностью и понятностью. Ведь надо, чтобы люди читали, и им было видно, что это поэзия с большой буквы П, читаешь и растет твой и без того богатый внутренний мир. И чтобы при этом никого не отпугнуть, чтобы всем было понятно, иначе народную любовь не завоевать. Поэтому позиция Бродского она вроде как сложная, но на поверку она и сантехнику Васе понятна - потому что Вася на кухне тоже философ. Поэтому чем больше в моде богатый внутренний мир, тем больше будет тренд на Бродского.
Какой-нибудь Пастернак, банальный Маяковский...
Вставлю свои "пять копеек". Мне нравятся идеи Бродского, но вот от его слога у меня ломается язык, уж очень у него местами ломаный ритм. Видимо, это можно объяснить тем, что для меня эталоном являются Фет и символисты.