Пока видеоблогеры привлекают такую аудиторию, а сервис MDK по-прежнему популярен, можно уверенно говорить о том, что в целом мало что изменилось. Но модные направления мысли все же есть - их задают те же блогеры, родители, решившие воспитать из своих детей настоящих людей с помощью психологии, популярные личности и сайты определенной направленности, то есть, весь тот массовый продукт, который позволяет подростку чувствовать себя в тренде и находить признание у себе подобных.
Из того, что кажется более-менее общераспространенным:
акцентированная индивидуальность. Каждый кровь из носу должен познать себя, выстроить свою личность и найти свое настоящее предназначение. Зависть и равнение на окружающих порицаются из всех углов (что бесконечно меня радует), и те же голоса шепчут "ты должен найти себя сам". Несчастный подросток бегает по тренингам личностного роста, как на работу, заводит многочисленные контакты и ведет отчет о проделанном в соцсетях. С помощью лайков он понимает, что делает правильно, а что нет, таким образом, окружающие напрямую влияют на формирование его личности, которая может быть в итоге познана неправильно. Но он поймет это позже.
интерес к психологии и, если мысль пошла дальше, психиатрии. Познавая себя, подросток берет себе в качестве мерила успеха установку "ощущение личного счастья и комфорта". У подростка из тренингов, предлагающих тут и там простые пути и волшебные таблетки, складывается впечатление, что все, что дается кровью, потом и страданием, - заведомо неправильно. В его понимании, правильно то, что просто, комфортно и не требует вливаний энергии. Нужно просто почитать нужную книгу, посмотреть видеокурс, проанализировать проблему, - и она исчезнет сама по себе. При этом подросток не понимает, что у его личности еще нет нужного ресурса, и познание себя с помощью книг часто превращается в мучительную ментальную пытку, не дающую результата. Вроде все делается правильно, но ситуация не меняется. Опять же, в поиске легкого решения проблемы и экономии времени, подросток стремится попасть на прием к психологу. Предыдущее поколение считало психологов дармоедами, нынешнее же воспринимает их как всезнающих специалистов, у которых есть ответы на все вопросы и которые могут превратить любого человека в тот образ, о котором он мечтает.
Сюда же можно отнести склонность усложнять свой внутренний мир искусственно. Подросток хочет показать, что он далеко не пустышка, но вместо того, чтобы переживать реальное страдание и ломку личности и преодолевать настоящие трудности, он играет в глубокий проработанный внутренний мир. Например, он красит волосы в синий цвет, делает мечтательно-отстраненное выражение лица и цитирует великих, которых не особенно читал.
нежелание трудиться и преодолевать. Труд с кровью и потом не популярен. Нужно делать только то, что приносит удовольствие, "развивает", кажется интересным и, главное, получается. Если не нравится, - значит, скорее всего, "не мое". Нужно найти свои сильные стороны и работать по ним. Подростки не отдают себе отчета в том, что их творчество должно нравиться не только им, но и окружающим, и если оно им не нравится, бесполезно кричать "полюбите меня таким, какой я есть, и принесите мне ваши деньги". Не принесут. Если тебе нравится рисовать, еще не факт, что до этого хобби есть какое-то дело другим людям. С другой стороны, то, что не так уж и нравится (например, умение считать без ошибок и сводить дебет с кредитом) может быть очень востребовано обществом и приносить хороший доход. Но подросток быстро записывает эту способность в "работу на нелюбимой работе" и стремится от нее избавиться, прыгая по кружкам рисования, бизнес-тренингам и курсам вокала. Всему ведь можно научиться! Я не говорю, что надо работать на нелюбимой работе. Я пишу о том, что подростки плохо понимают свои сильные и слабые стороны, часто сражаясь против своего предназначения, бегая от него по другим городам и весям и отказываясь понимать простой факт, что иногда чтобы добраться до истинного предназначения, нужно получить определенный опыт.
инфантилизм с одной стороны и желание поскорее начать жить самостоятельно - с другой. Подростки берут пример с успешных знакомых и пробуют зарабатывать с ранних лет. Но часто получается так, что реализация подростковых проектов ложится на плечи родственников, и по-настоящему стать самостоятельным и перестать брать деньги у родителей получается годам к 30.
жестокость к другим на фоне требований любви и понимания к себе. Есть в этом что-то от нарциссизма, но обычно речи о патологии не идет. Речь только о том, что подросток настолько ставит себя в центр вселенной, что отказывается прощать другим то, что легко прощает себе. Эмпатия затруднена из-за того, что многие родители слишком многое спускают на тормозах, и у подростка складывается ощущение вседозволенности. Плюс, многие подростки быстро разочаровываются в целесообразности любви к ближнему. Я никому ничего не должен, а вот мне все-таки чуть-чуть должны.
аполитичность и конформизм. Подростку плевать на непозитивные проблемы старших и разборки между странами. Пока лично его что-то не затрагивает напрямую, он не склонен принимать в этом участие или даже обсуждать. Обычно бесполезно привлекать внимание подростка к чужим проблемам.
требование объяснений. Подросток знает, что смотреть телевизор - не круто. Разница между поколениями может быть иногда только в том, кто кого слушает - изменились только авторитеты. Сейчас авторитеты обычно представлены видеоблогерами и такими людьми, как Павлик Дуров. Также развит атеизм и стремление все объяснить с научной точки зрения. Тех, у кого чем бы то ни было запудрены мозги, подростки осуждают.
нежелание создавать семью слишком рано. Статистика.
Жжоте!)))
Сколько сейчас лет поколению z?