Прежде всего, нужно сразу разделить ситуации, когда речь идёт об организации или сообществе, где нарушается уголовное законодательство, и ситуации, когда нарушений нет. Если нарушения есть - это работа для правоохранительных органов. Если нет, то, прежде всего, вам самим следует избавиться от экстремистского отношения к данной организации или сообществу и его последователям. Следует помнить, что отношение представителей традиционных религиозных объединений к нетрадиционным было, есть и будет экстремистским. Предложения запереть человека в доме, устраивать ему стрессы и потрясения - типичные проявления подобного отношения.
Далее стоит определить, какие именно изменения в человеке вы расцениваете как вредные. Расхождение в мировоззрении и убеждениях, касающихся непознанного, вредными не являются. Вредными могут считаться те изменения, которые вредят физическому или психическому здоровью человека или окружающих. Если таковые обнаружены, следует проверить, насколько адекватно воспринимает то, чему он научился. Поговорите с ним, спросите, какие убеждения, привели к подобным изменениям. Не факт, что виновато вероучение, а не его интерпретация.
Если человек страдал от каких-то заболеваний, которые усугубляются, ему следует сначала вылечиться, а потом участвовать в жизни религиозного сообщества. Кстати, само сообщество может помочь убедить человека в этом.
Выход человека из религиозного объединения происходит в следующих случаях:
Вероучение вступает в принципиальное противоречие с его мировоззрением и попытки разрешить проблему с помощью других членов объединения только усугубляют её.
Человек осознаёт, что то, чего он хотел достигнуть, он здесь не достигнет.
Человек осознаёт, что попал сюда не потому, что ему это было нужно, а его убедили в том, что это ему нужно.
Если человека привёл в религиозное объединения собственный интерес или духовный поиск, "вытаскивать" его оттуда нет никакого смысла. Выход произойдёт, когда иссякнет интерес.
Есть ещё другой момент. Как правило, члены нетрадиционных религиозных объединений, с которыми я общался, пытались объяснить мне, что их организация и вероучение представляет собой нечто принципиально новое, уникальное и удивительное. Увы, такое убеждение всегда основывается на незнании истории религиозных идей. Ничего принципиально нового нет уже достаточно давно. В этих случаях я объясняю, что искренняя вера не компенсирует некомпетентности, которая точно мешает духовному развитию.
Это наверное так же легко, как подойти в Александро-Невской Лавре к батюшке и сказать: "ты знаешь, всё, чему ты учишь людей, на самом деле выглядит не так..." ...И понеслась хромая в яму...