Как к самому загадочному, самому важному и обособленному русскому писателю.
Гоголь совершенно не укладывается ни в какие рамки, и не походит ни на Толстого, ни на Достоевского, ни на Тургенева, Чехова, да кого угодно... Список можно продолжать бесконечно. Конечно, все эти писатели не похожи и друг на друга, но все-таки они в какой-то степени в одной обойме. А Гоголь совсем в другой.
Гоголь не лежит в плоскости истории, идеологии или каком то одном периоде русской культуры, он в архетипах. Гоголь в природе, мистике. Он даже, наверное, не только в русских арехетипах, а в мировых.
Гоголь безусловно позаимствовал много от Гофмана. Гоголь похож на немецкие сказки. Гоголь похож на стихотворение "Лесной царь" Гете.
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
Гоголь придумал полностью украинскую культуру. Гоголь придумал Украину. Ничего похожего на Вия в сказках малороссийских народов нет, как об этом говорится в комментариях к "Вечерам на хуторе близ Диканьки". На самом деле это такая же шутка как фраза "основано на реальных событиях" в начальных тртрах к фильмам Коэнов. Ни на каких реальных событиях они не основаны. Но эти фильмы настолько архетипичны, что могут восприниматься как прообразы абсолютно реальных событий.
То же самое и с произведениями Гоголя. Они настолько ярки, живы и органичны, что абсолютно реальны, независимо от того, пишет Гоголь про чертей, аферы чиновников или зверства запорожских казаков. Да, зверства, потому что "Тарас Бульба" - это повесть как раз о зверстве, а вовсе не о патриотизме, как это сейчас пытаются представить.
Личная судьба Гоголя трагична, как судьба князя Мышкина у Достоевского. Гоголь это идеальный художник и как идеальный художник он не может существовать в нашем бренном несовершенном мире,
Откуда вы, просите, знаете, что Гоголь как человек - тот ещё кадр?