Ничего более самобытного русская/украинская, да как хотите, так и называйте, земля не порождала. Большинству это не понятно, потому что круг чтения очень мал, а вот когда ваша библиотека прочитанных книг перемещаются за первую тысячу, вы начинает понимать насколько Гоголь самобытный автор, со своим абсолютно уникальным, хорошо различимым стилем. Который ни на что другое не похож, притом это все невероятно органично, он не кривляется, не пытается таким быть, как это проскальзывает у того же Хармса, а он действительно так думает, так описывает ситуации и людей. Просто надо достаточно много почитать, чтобы понять, насколько банальны описания и скудны характеры, даже в классике периодически встречаются совершенно банальные типажи.
Гоголь со своей прозой после этого всего ощущается как глоток свежего воздуха. Если еще можно было сомневаться после «Вечеров», где он выступает просто как талантливый малоросс, который отлично передает характер своей малой родины, то «Миргород» и «Петербургские повести» расставили все на свои места. А уж «Мертвые души» чего стоят, потому ничего более самобытного русская земля не порождала до сих пор, да есть более интеллектуальный Достоевский, совершенно классический Пушкин, удивительно гармоничный Толстой, но если говорит о самобытности, о том что вряд ли можно перевести на другой язык, не потеряв всю изюминку языка, манеры повествования, то это без сомнения Гоголь.
Он вряд ли вызовет у вас восторг, если вы мало читали до него, а вот когда вы немного более опытны, то начинаете понимать всю красоту, как манеры изложения, так и необычного языка.
Поэтому отношение только самое восторженно, как к настоящему классику русской литературы. Особенно к тому, что он пытался сжечь второй том, как сказал об этом кто-то, а если никто не говорил, то я скажу: это был величайший акт победы таланта над здравым смыслом.
Откуда вы, просите, знаете, что Гоголь как человек - тот ещё кадр?