Набрел на старый вопрос об абстракции. Любопытные мнения. Немного своего.
Прежде всего, абстракция не нуждается в наших оценках. Она есть. И всё. А вот где она есть, каково её место в мире живописи, графики да и просто искусства, вопрос не праздный. За ним долгие годы (десятилетия и даже столетия) яростных дискуссий.
Любое произведение искусства можно примерно расположить на шкале "конкретное-абстрактное". На крайнем левом конце шкалы окажутся живописные фотореализм, гиперреализм, программная и конкретная музыка, драмы и комедии А. Н. Островского и пр. На правом конце шкалы - абстракционизм, додекафонная и алеаторическая музыка, драмы Э. Ионеско и пр. Кроме того, и сами виды искусства вполне можно расположить на той же шкале. Одни более приспособлены для передачи реальных черт окружающего мира, другие - менее. Так, фотоискусство или театр более тяготеют к конкретике, а, скажем, балет или графика - к абстрактности. Действительно, действия актёров почти всегда конкретны - человек показывает человека, его состояния. Графика те же человеческие эмоции может передать лишь с помощью ритма линий и пятен. Уже эта опосредованная передача мира позволяет считать графику довольно абстрактным видом искусства. Поэтому вовсе не случайно в абстрактной живописи так много графичности. Строго говоря - это и есть живописная графика. Но это разговор особый.
Что передают реалистические полотна нам всем более или менее понятно (или кажется, что понятно). А что передают абстрактные полотна?
И здесь стоит вспомнить, что абстракция - не только и не столько явление живописное, сколько одно из свойств нашего мышления. Это операция, которую постоянно с большим или меньшим успехом выполняет наше сознание, "состоящая в отвлечении от несущественных сторон, свойств, связей объекта ( предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков". В повседневной жизни мы легко и даже беспечно постоянно пользуемся такими абстракциями. "Вон идёт радостный человек!", - говорим мы. Но, простите, у него же, кроме радости ещё много чего есть. Однако мы выделяем только существенный (на наш взгляд) признак и обозначаем объект с помощью этого признака. У нас даже сложилась многоуровневая система абстракций. Так, "пространство", "плоскость" - более ёмкие абстракции, чем, например, "цвет" (мы говорим "цвет в пространстве", "цвет на плоскости").
Теперь о живописи. Живопись, как вид искусства, довольно абстрактна по самой своей сути. Ведь для того, чтобы передавать реальность с помощью красок, необходимо выделить какие-то её основные, важные для художника, черты. Остальное (несущественное) приходится опускать. А существенное ещё и располагать особым образом (не так, как в жизни) для передачи основной мысли, настроения, эмоции картины. Именно этот процесс и называется композицией.
Основу композиции составляют ритмы. Их соотношение и взаимодействие. Повторение и переплетение линий, фигур, красок может передавать конкретный предмет, ту или иную эмоцию, то или иное понятие. В ритмах можно передать внешнюю красоту человека, а можно передать, например, его радость. Можно передать радость не только персонажа (модели), но и самого художника. А для этого вовсе не обязательно представлять на полотне внешний вид самого художника. Для передачи радости внешний вид - не самый важный признак. Радость можно передать и ритмами. Ритмами красочных линий и пятен.
Мы традиционно называем такое искусство абстрактным. Но это не совсем верно. Ведь та же радость - не абстрактна. Она вполне конкретна. И часто человек, внешне бесстрастный, внутренне наполнен радостью. Так почему же нарисовать нос или руку - это реализм, а нарисовать радость - уже не реализм?
А ведь на полотне можно передавать не только эмоции. Есть множество объектов, которые сами по себе внешнего вида вовсе не имеют. Например, "темнота", или "тревога", или "время". Никакой отдельный предмет не передаст их сути. А вот ритмами передать их можно. Конечно, не их самих, а ощущение художника от них. Ну, и разумеется, здесь, как и всегда, многое зависит от талантливости автора.
Восприятие. Да, воспринимать абстракцию много труднее, чем конкретный предмет. Здесь и зритель должен проделать немалую работу по абстрагированию (отвлечению от несущественных деталей и выделению самой сути явления). Потому диалог автора и зрителя не всегда проходит успешно. Но ведь и в реалистическом искусстве зритель нередко схватывает лишь самый верхний, внешний слой смыслов, часто удовлетворяясь лишь описанием полотна либо сюжетом.