Вообще-то ценности — это такая сложная штука. Они не могут быть одни и те же у всех, потому что у нас многонациональная и многоконфессиональная страна. И, если мы это признаем, а мы должны, потому что это закреплено в Конституции, то эти семейные ценности разные. Это первое.
Второе — эти ценности могут быть индивидуально разные. Даже в рамках одной конфессии. В каждой семье свои ценности. А здесь мы должны разделить семейные ценности автора данного курса. Я этого не понимаю.
Плюс, современный ребенок очень перегружен. Я уж не знаю, вместо чего преподавать семейные ценности: вместо математики, литературы, отменить иностранный язык. Не знаю. Меня все это немного смущает, хотя я считаю семейные ценности очень важными. Но это не предмет, не информация, не знание. Это именно ценности. Это нельзя преподать. В семье хорошо бы это взращивать, чтобы семья передавала ребенку эти ценности. Но часто семья разрушена, ребенком заниматься некому и некогда. Поэтому давайте все, что должна делать семья, будет делать школа — всегда есть такой посыл. И это можно поручить школе, но на мой взгляд, это какая-то профанация.
Наша школа этот курс пока не получала. И я не понимаю, где у нас в федеральном государственном стандарте содержится этот курс. У нас есть принятый парламентом федеральный государственный стандарт. Он носит характер закона, его принимали в Думе. Теперь каждый, кто возомнил себя педагогом, пишет какую-то программку и думает, что любой курс, который он придумал, должен стать обязательным для всех. Мне это непонятно.
Я не представляю, как можно учить родителей. Мне кажется, что наше общество нуждается в оздоровлении. Нездоровая ситуация и в обществе, и в семье. Но понимаете, когда мы уже в мире чуть ли не на первом месте в мире по имущественному неравенству, когда ложь и пропаганда звучит из каждого телеящика, когда у нас чудовищно работает суд, тогда неуместно кого-то воспитывать: взрослых или детей. Они имеют перед собой пример развратного поведения держащих власть. Развратного — в том смысле, что они постоянно делают одно, говорят другое, обещают третье и ведут себя безответственно, находясь на ответственных должностях. Поэтому все остальное, все усилия разбиваются об это. Как педагог я могу сказать, что в школе мы там достигаем успеха, где мы чувствуем, что можем опереться на семью. Где сохранилась здоровая семья. Воспитать, как быть хорошим семьянином, мы не можем. Школа не может этого сделать. Это абсурд.
Я не знаю, что такое мужская и женская культура, которая содержится в этом курсе. Что тут имеется в виду: что женщина вышивает, а мужчина рубит дрова? У нас уже не востребовано ни то, ни другое.
Вчера у нас было важное мероприятие в начальной школе у четвертых классов. Они готовили выставку: довольно долго, более полугода. Дети выбирают темы (в этом году дети выбрали шесть тем) и проводят исследование. И потом на этой выставке они рассказывают, что они хотели узнать по этой теме и что узнали. Я это вспомнила, потому что одной из тем, которую выбрали дети четвертого класса была тема «стереотипы». Маленькая девочка рассказывала родителям о гендерных стереотипах. А у нас взрослые дяди и тети все еще мечтают закрепить и внедрить эти гендерные стереотипы. Они либо живут позавчерашним днем, либо они сами так не живут, но хотят чтобы мы так жили. Но так не получается, и не получится, можно не волноваться.