На основании личного опыта могу сказать, что лучше всего узнать у самого человека, кем он себя считает. Это наиболее верный признак национальности. И неважно, как он выглядит внешне.
Мне, будучи школьником, довелось одно время жить с родителями в северном Казахстане. В городе Павлодаре. В Целинном крае. Это там, куда в 50-х годах съехались люди со всех концов СССР поднимать целину.
Вот, где был полный интернационализм. Смешанные браки были скорее правилом, чем редкостью. А детей записывали русскими. В таких семьях в быту супруги обычно говорили по-русски, соблюдали русские традиции, ни в церковь, ни в мечеть не ходили. Конечно, казахи и полукровки внешне отличались от русских, но бойко говорили по-русски, вели себя, как русские дети. И неважно, что дети со славянской внешностью были только условно русскими. Добрая половина из них была русско-украинцами, украино-молдаванами, белорусо-мордвинами и т.д. и т.п.
В подавляющем большинстве казахских семей, где в быту еще говорили по-казахски, обучение на казахском языке не приветствовалось. Помню, в седьмом классе для казахов ввели обязательные уроки казахского языка и истории. Конечно, шестыми-седьмыми часами. Ох, какой это был для них облом! С этих уроков сбегали. На выходе был установлен фэйс-контроль. Открывали окна на первом этаже и сбегали. Заколотили рамы гвоздями. Стали прыгать со второго этажа.
Раз выхожу из школы. Чувствую, в спину мне тычется чей-то нос. Это мой одноклассник Жепизбаев прятчет свое лицо. Но трюк не удался: его выследили и отправили на занятия.
Спросил казаха одноклассника, почему он не хочет учить казахский язык. «А зачем? Что надо мне, я и так знаю. А в этих учебниках полно незнакомых слов. Мы так не говорим. Опять правила, склонение, спряжение. На … нужно».