Вовлечённость – залог самоотдачи. Для того, чтобы хорошо учиться, это состояние обязательно. Вовлечение очень важно, поэтому доверять его ученикам нельзя; ответственный педагог должен направлять и вдохновлять учеников. Даже самые ответственные дети и подростки, если предоставить их самим себе, рано или поздно отвлекутся на сериалы или залипнут в Интернете.
Как же помочь удержать внимание и повысить вовлечённость? Есть 4 простых способа, которые можно произвольно сочетать.
1. Сделать чтение удобным и доступным
Если читать неудобно, за книгой нужно куда-то идти или предпринимать невероятные усилия, чтобы заполучить нужный томик, на выходе это даст почти 90% гарантию: книга не будет прочитана.
Сделайте чтение удобным и комфортным для детей. Как именно? Вариантов много. Например, вместо традиционного классного чтения можно организовать литературный клуб в неформальной обстановке. Кроме того, хорошим решением будет использовать книги в электронном формате – их можно читать с компьютера, электронной книжки или сотового телефона, а современные устройства обучены превращать текст в голос и воспроизводить его с высокой точностью.
Удобным важно сделать и сам контент. Выбирайте книги с крупным кеглем, иллюстрациями, подходящими по возрасту, позаботьтесь о том, чтобы у детей был необходимый вспомогательный и справочный материал.
2. Обозначить выгоду от обучения
Когда человек понимает, зачем ему что-то делать, он выкладывается по полной. Выгоды бывают сиюминутными и с отложенным эффектом. Последствия первых ощутимы здесь и сейчас. В случае с книгой всё понятно: она может быть интересной, либо нет. Долговременные последствия более значимы, однако оценивать эту значимость дети учатся лишь с возрастом — следовательно, в начальной школе и младших классах средней следует акцентировать внимание на потребительских качествах книги, а в старших – на том, что, прочитав её, человек получит навыки, необходимые ему во взрослой жизни, способные значительно улучшить конкурентоспособность на рынке труда, снабдить нужными социальными навыками.
3. Геймифицировать процесс
И дети, и взрослые любят играть! Чтение превращать в игру не нужно, но последующее обсуждение или первичную презентацию книги, в ходе которой вы расскажете о том, как и кем она была написана, почему важна и чем интересна – вполне.
Хорошо работают системы наград, даже если они виртуальные; тому, кто быстрее всех прочитает книгу и оригинальнее остальных учащихся, интереснее сможет рассказать об этом, можно выдать какой-нибудь значок, позволить рассказать о чём-то, интересном именно этому ученику – пускай даже произведение не входит в программу. Выбирать счастливчика можно народным голосованием – это прибавит соревновательности и повысит вовлечённость.
4. Поощрить за успехи
Про поощрения мы уже немного сказали, самое время остановиться на них чуть-чуть подробнее. Стимуляция должна иметь какое-то выражение. Это могут быть баллы, почётные грамоты, формальные и неформальные статусы, а если есть желание и позволяют возможности – материальные стимулы. Не деньги, нет. Что будет лучшим подарком для запоем читающего подростка? Хорошая книга, конечно!