Прежде всего хочу сказать, что если найдется какой-нибудь психолог или педагог, который скажет, что у него, как в шляпе у фокусника, находится универсальный рецепт противодействия стрессу, в том числе стрессу во время экзамена, то мы должны отнестись к подобного рода высказыванию с некоторой долей скепсиса и сомнения. Скорее перед нами знахарь, который сулит универсальные рецепты на все случаи жизни, а таких рецептов на свете не существует.
Прежде всего надо понять, что мы живем в мире, в котором действует формула «стресс, который всегда с тобой». Поэтому, как только ученик начинает пытаться изгнать свой стресс, фиксироваться на нем, возникает очень опасное явление — фиксация на возможной неудаче во время экзамена, которая может переродиться в болезненную навязчивость: «У меня не получится, я проиграю, я не смогу достичь успеха». Вот эти моменты должен знать каждый человек: стоит на чем-то зациклиться, может родиться «выученная беспомощность» и стресс овладеет тобой.
Второй важный момент: экзамен, каким бы он ни был – это ни есть инициация личности, это ни проверка человека на личностную зрелость, а проверка его знаний; и не более того. А знания можно приобрести вновь, к знаниям можно вернуться, и поэтому неудача на экзамене — это неудача в знаниях, а не неудача в развитии человеческой личности. Не нужно путать между собой личностный неуспех и ситуативную неудачу, которая возникает в том случае, если ученик не достигает той или иной оценки. В этом смысле в свое время была замечательная книга Алексея Николаевича Леонтьева и Александра Романовича Лурия, двух крупнейших психологов, «Экзамен и психика». В этой книге говорилось о том, что стратегия экзамена как проверки знаний в условиях дефицита времени и дефицита информации — это не самая лучшая процедура тестирования знаний личности, поскольку она, как кнутом, подстегивает нашу с вами психику и может стать опасным риском для развития личности.
Кто-то умеет собраться в стрессовой обстановке, а кого-то одолевает страх. Что тогда делать? В тех случаях, когда тебя одолевает паника, надо ставить не ближние цели, становиться НЕ рабом момента, а обладать искусством переключения на дальние цели. Понять то, что происходит здесь и сейчас; непременно пройдет, и это мимолетно. А есть те задачи, в которых ты успешен, есть те задачи, в которых для тебя есть нечто главное и ценное. Например, если молодому человеку любимая говорит: «Прости, я тебя не люблю…», а он впадет в панику, то только тем самым приговаривает себя к ситуации нелюбви. Но в этой же ситуации он может сказать: «Да, сейчас ты воспринимаешь меня как нелюбимого, но я совершу такие подвиги, я сделаю такие дела, что ты меня непременно полюбишь». Ставьте перспективные цели, и вы подчините панику себе. Тем самым, искусство преодоления этой паники – это искусство постановки дальних целей и мотивов. И не случайно даже в армии под шквальным огнем давался приказ: «Ройте окопы». Именно подобные действия позволяли одерживать победы над стрессом.
Как учитель может успокоить ученика? Учитель как человек, который дает ему установку, может помочь ученику понять, что с ЕГЭ жизнь не кончается и не начинается. Если учитель скажет: «У тебя в жизни много другого, ЕГЭ, ну и что, сегодня такое, завтра другое», то, как ни парадоксально, он поможет ученику преодолеть ЕГЭ и справиться со стрессовой ситуацией.
Можно ли сказать, что в школе есть такой дефект запугивания учеников экзаменами? Современные школы очень разные. Та школа, в которой экзамен превращается в пугало, причем не только для учеников, но и в пугало для учителей, в пугало для родителей, плодит неуспех, плодит неудачников. Таких школ быть не должно. И я повторяю, неудачу в области знаний ученик не должен воспринимать, как крах, трагедию, драму всей своей жизни. Школа, которая превращает экзамен в пугало, в драму для жизни ученика, родителя и учителя, должна исчезнуть из нашей культуры.