В буддийской традиции различаются концептуальное и неконцептуальное мышление. Концептуальное мышление — это процесс, в котором ум использует для осознания реальности какие-либо промежуточные инструменты. Например: знаки, текст, формулы, понятия, слова, символы и т.д. У всех этих инструментов есть какие-то причины. В состоянии сансары — движения грубых уровней ума подчинены причинно-следственным процессам. Наука занимается изучением причин и следствий, не рассматривает вопросы, лежащие за пределами эмпирического опыта. В состоянии нирваны (после просветления) прекращается взаимодействие грубых уровней ума с какими-либо явлениями, остаётся только самый тонкий уровень ума, познающий (знающий) реальность напрямую, без промежуточных инструментов, костылей. Ум осознаёт реальность такой, какая она есть, без омрачающих, затуманивающих факторов. То есть, для просветления человеку не обязательно видеть, слышать, чувствовать вкусы или уметь умножать на три. Для просветления нужно только лишь осознание умом собственной природы. Если человек натренировал ум так, что стал невосприимчив к движениям грубых уровней, отказался от привязанностей ума ко всем лишним вещам, у него остаётся только прямое видение проявления тонкого ума. А так как природа ума и природа реальности одна и та же, человек таким образом раскрывает реальность без каких-либо иллюзорных наносных искажений. Понятие нирваны не получится выразить концептуально. Будда на вопрос «что такое нирвана» отвечал только: не то-не это. Если бы просветление можно было бы описать с помощью концепций, все бы существа уже были в состоянии нирваны. Поэтому буддийская традиция описывает лишь методы-пути неконцептуального познания реальности. Разным людям подходят разные методы, поэтому это вопрос самостоятельного поиска.
Назовите хоть одного "просвященного", живущего в наше время. Бред это всё, как и прочие религии.
в корень!