Сейчас у пожарной инспекции, достаточно малочисленной, по сути связаны руки. Пожарный инспектор не может самовольно прийти проверять какой-то объект, только в рамках плановой проверки, которую проводят обычно раз в три года, с предварительным уведомлением проверяемого объекта. Внеплановые проверки он может проводить, если только в прокуратуру или в пожарный надзор поступили жалобы граждан о случаях нарушения пожарной безопасности. И даже в этом случае он должен минимум за сутки уведомить администрацию объекта. В большинстве случаев к приходу инспектора стараются навести порядок.
Нередкий случай обращения, в том числе и в возглавляемые мной компании, когда звонят из организаций и просят предоставить им в аренду средства первичного пожаротушения на период прохождения проверки. На это мы пытаемся переубедить наших заказчиков в том, что нет смысла брать в аренду, и давайте мы просто сделаем качественно то, что у вас должно быть на объекте. Вы избежите нареканий от проверяющих и себя обезопасите.
Обычно это обращения от меньших объектов, чем ТЦ в Кемерове: на крупных объектах владельцы понимают величину риска и репутационные риски, которые могут наступить после подобных инцидентов. Это, как правило, мелкие предприятия, индивидуальные предприниматели, которые хотят сэкономить. Но они экономят очень небольшие средства даже в рамках своего предприятия: любая система гораздо дешевле, чем восстановление после пожара, даже если он не повлек за собой большого материального ущерба и человеческих жертв. Банальный ремонт всегда дороже, чем установить систему противопожарной безопасности.
Система пожарной безопасности включает в себя систему автоматической пожарной безопасности, систему оповещения эвакуации, систему автоматического пожаротушения. Это средства первичного пожаротушения, внутренний пожарный водопровод и инструктаж службы безопасности. Это то, что мы делаем на объектах. На некоторых объектах возможно даже организовывать посты частной пожарной охраны. В «Зимней вишне» большинство этих систем было установлено. Вопрос в том, как именно они эксплуатировались, как обслуживались и почему были отключены именно в день трагедии.
К счастью, в большинстве случаев у нас получается убедить заказчиков, но велик процент тех, кто обращается в другие фирмы конкретно за услугой «аренда оборудования на время проверки». Мы принципиально не оказываем таких услуг, но на это есть спрос, а значит какие-то компании поддерживают эту нишу на рынке.
Я считаю, что проект с онлайн-мониторингом систем пожарной безопасности станет либо очередной кормушкой, либо он вообще нежизнеспособен. В любом случае, это станет большим финансовым бременем не только для собственников, но и для налогоплательщиков.
Возьмем простой пример, системы в крупных ТЦ — это тысячи датчиков и сотни лучей даже в относительно небольших торговых комплексах. Преимущественно, там присутствует своя дежурно-диспетчерская службе, которая мониторит 24 часа в сутки работоспособность этих систем. Даже опуская вопрос комплексной безопасности: если онлайн это будет передаваться куда-то еще, часть крупных объектов не захочет выводить информацию за периметр объекта, потому что она может использоваться непонятно как. Помимо этого мы должны помнить о контртеррористической безопасности, об уязвимости компьютерных сетей. Этот огромный массив данных в онлайн-режиме должна обрабатывать еще другая диспетчерская служба. Вряд ли будет коммерческая служба, скорее государственная. Федеральная служба, которая будет содержаться на деньги налогоплательщиков.
Как вы понимаете, есть определенный дефицит бюджета. Учитывая, что проект закона повышающего налоги будет опять рассматриваться, эта служба будет дополнительным бременем. Следующий вопрос: как будет передаваться этот сигнал. Либо это защищенные интернет-каналы, что есть далеко не во всех регионах, либо радио-сигнал. Потребуется дополнительное оборудование. В каких условиях? За чей счет? Это превратится в лоббирование чьих-то интересов и станет лишними мерами.
Как связаны ФСБшники и Конституционный суд?