По-моему, хороший вопрос это такой, который приносит пользу не только тому, кто его задал. И это тренируется.
Поделюсь опытом. Я учусь в Калифорнийском университете Беркли, и мне сначала было очень трудно задавать вопросы, особенно на лекциях, где в классе 60 человек. К тому же, я не всегда могла отличить, я не поняла что-то из-за языка, или из-за того, что никогда ничего не читала про, например, финансы, или потому что профессор правда про это не рассказал.
Я начала наблюдать за тем, как задают вопросы другие ребята (у нас класс очень разношерстный, 60% американцев, остальные интернешнл, с _очень_ разными бэкграундами). Стала отмечать свою реакцию на их вопросы, как реагирует профессор и класс, и постепенно вывела свои принципы. Кстати, когда я начала спрашивать на лекциях, ко мне потом подходили ребята и говорили "круто, что ты это спросила, я тоже этого не понял", "спасибо, я никогда с этой стороны про это не думал".
Я для себя вывела несколько типов вопросов:
– уточнение (например: "правильно ли я понимаю, что если мы вот это вот сюда, то получится вот так" или "а что будет если вот такие условия")
– попросить провести еще раз через цепочку выводов ("простите, могли бы вы объяснить вот это еще раз")
– практическое применение ("у меня/в мире вот был такой случай, как это могло бы мне/им помочь?")
– общие вопросы ("расскажите, пожалуйста, истории применения", "скажите, это менялось со временем или всегда так было", "а в каких случаях это неприменимо") – эти вопросы можно заготовить заранее и по случаю вынимать из
Конечно, мой опыт нужно делить на атмосферу американского универа. Но можно, например, начать с того, что позадавать те вопросы, которые вы хотели задать профессору, у одногруппникам и посмотреть на их реакцию.
Еще одно наблюдение, которое пришло позже: мне не хотелось задавать вопросы на предметах, которые были неинтересны. Я это поняла, когда начались интересные :)