Назвать восстановление после Первой Мировой - быстрым, пожалуй невозможно. Реальный рост экономики начался после прихода к власти нацистов, то есть - в 1933 году, когда с окончания войны прошло 15 лет.
Однако, рассматривая весь межвоенный период, с учётом шести лет - с 1933 по 1939 годы, когда реализовывалась экономическая программа гитлеровцев, можно сказать, что результаты восстановления экономики были впечатляющими.
Вокруг немецких успехов много домыслов, но я бы отнёс их к реализации трёх экономических стратегий
- нацистская реформа взаимоотношений работодатель-рабочий, при которой версальский хаос сменился на достаточно социализированные принципы партнёрства под контролем государства. Это можно отнести к возрождению прусских довоенных принципов организации труда.
- изоляция финансовой системы Рейха от негативных внешних воздействий. В качестве примера таких можно вспомнить Сороса, специализировавшегося на уничтожении экономик целых государств агрессивной игрой на понижение их национальных активов.
- создание параллельной финансовой системы, позволившей разделить деньги на потребление, от денег на инвестирование. Тут безусловно заслуга Ялмара Шахта. Государство выдавало предприятием займы в виде специальных платёжных ресурсов, которые не могли непосредственно конвертироваться в рейхсмарки. Таким образом, удалось одновременно и не допустить инфляции при колоссальных инвестициях и избежать "кризиса неплатежей" из-за "кассовых разрывов".
Но основные достижения немецкой экономической стратегии, конечно стоит отнести к военному периоду, когда эти инвестиции начали приносить результаты.
Рассматривая период после Второй Мировой и имея ввиду ФРГ, нужно иметь в виду, что восстановлению экономики способствовали
- очень высокий технологический уровень немецкой индустрии и соответственно - огромное количество высокообразованных специалистов. Аналогичная ситуация имела место и в Англии, когда они конвертировали специалистов военной авиапромышленности в гражданское автомобилестроение, где были созданы истинные шедевры английского автопрома.
- отсутствие интереса Западных Союзников к промышленным предприятиям ФРГ. Они не демонтировались и не вывозились, как в советской Зоне оккупации. Так что, стоял вопрос лишь в рынках и финансировании для перезапуска.
- безусловно грамотная финансовая политика Аденауэра в совокупности с Планом Маршалла. Твёрдая марка на фоне вечно падавших франков, лир и даже фунта с долларом - была привлекательна для рабочих и инвесторов.
- использование турок для компенсации убыли рабочих рук по результатам войны. Качество этой рабсилы было невысоким, но для строительства и конвейера, достаточное.