Проблема в том, что любая выученная информация быстро забывается, если ее не повторять. Однако язык — это такая штука, что он в принципе требует повторения, потому что по большей части мы пользуемся одними и теми же словами, устная речь на 85% состоит всего из 2000-3000 употребительных слов. Если коротко, то не пытайтесь учить язык «на потом», пользуйтесь им, и все будет ok.
В книге «Как выучить английский язык» Сергея Нима bit.ly описывается общая схема запоминания слов: слова запоминаются в три этапа. Приведу цитату с небольшими сокращениями:
«Этап 1: Заучивание слова
На этом этапе вы просто заучиваете слово, прочитав значение и постаравшись его запомнить. Когда оно попадется в тексте, вы его вспомните, правда не мгновенно, а после недолгого припоминания. Хорошо, теперь вы знаете значение слова, можно ли считать его выученным? Казалось бы, да, ведь вы его запомнили. Но узнавание еще не доведено до автоматизма, к тому же наша память устроена таким образом, что если вы больше не будете встречать заученные слова в тексте или речи, не будете пользоваться ими или хотя бы повторять, то слова забудутся начисто и очень скоро. Заучить слово — это как подцепить рыбу на крючок: если «подцепить» слово и не вытащить его из воды, оно быстро соскочит с крючка.
Этап 2: Пассивный словарный запас
Вы узнаете слова, встречающиеся в тексте или речи, но пока еще не можете активно применять их сами. Слова узнаются мгновенно, автоматически, как родные, то есть без припоминания и перевода в уме. Чтобы слова перешли из категории заученных в пассивный словарный запас, нужно закрепить их в памяти, многократно повторив или (еще лучше) встретив в тексте либо услышав, причем в разных контекстах. Пассивный словарный запас лучше всего формируется чтением и прослушиванием большого количества материалов, он всегда больше активного, потому что содержит много слов, нужных только на уровне узнавания, которые вы сами почти не используете в речи.
Этап 3: Активный словарный запас
Вы легко узнаете слова и без запинки применяете их в речи. Слова выскакивают автоматически, как на родном языке. Такой автоматизм достигается практикой в продуктивной речевой деятельности — устной речи и письме. Для развития этого навыка особенно важна разговорная практика, ведь при письме всегда есть время подумать и даже заглянуть в словарь, устная же речь чаще всего спонтанна.»
Так вот, картонные карточки со словами, приемы мнемоники (вроде ассоциативного связывания) хороши на первом этапе, чтобы «подцепить слово на крючок». Из полезного ПО могу выделить Quizlet.com и Ankisrs.net — программы для заучивания слов. Но все это хорошо лишь для первоначального заучивания. В недра пассивного словарного запаса слова «вшиваются» только с практикой чтения и слушания, а в активный — с практикой устной и письменной речи. Просто выучить слова «на потом» — нельзя. Нужно обязательно использовать их на практике.
В общем-то, изучающих язык это смущать не должно. Мы ведь учим языки, чтобы ими пользоваться. Отдельно стоит заметить (в книге об этом тоже есть), что слова взаимодействуют по законам грамматики, ее тоже нужно знать хотя бы на минимальном уровне.
Очень важно попытаться как можно чаще использовать новое слово в речи. Считается, что, если использовать новое слово как минимум три раза в течение дня, шансы его запомнить надолго значительно возрастают.
c ассоциациями правда хорошо работает, так училась латынь...