Примерно к трем месяцам малыш начинает издавать протяжные, похожие на гласные звуки в ответ на обращенную речь взрослого (гулит). От трех до шести месяцев многократно повторяет одни и те же звуки, внимательно смотрит в лицо взрослого, визжит, смеется, пытается имитировать движения ртом. С шести до девяти месяцев произносит звуки «ммм», «ссс», слоги, похожие на «ма», «ба», «ла» (лепечет). С девяти до двенадцати месяцев малыш имитирует цепочки двойных слогов: «ма - ма», «да - да», «па - па», подражает покашливанию, цоканью.
На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих. К шести месяцам дети реагируют на свое имя, к восьми месяцам понимают слова взрослого: «иди ко мне на ручки», в девять — десять месяцев уже выполняют простые указания «дай мне», а от девяти до двенадцати месяцев распознают названия знакомых предметов. Взрослые помогают ребенку запомнить названия интересующих его предметов, громко и отчетливо произнося их название и рассказывая о назначении. Специалисты называют такой способ общения между родителями и ребенком ритуалом называния.
Годовалый ребенок активно использует для общения с окружающими жесты. В диалоге между ребенком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …», «дай мне …», «дай мне посмотреть на (потрогать, поиграть с) …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или протягивают его, малыш остается доволен. Когда ребенок начинает говорить слова, отражающие понятия «вот», «дать», «это», он еще какое-то время продолжает пользоваться указательными жестами. Однако постепенно речь становится основным способом общения и вытесняет жесты.
Малыши понимают гораздо больше, чем говорят. Согласно исследованиям, с начала второго года жизни ежемесячно ребенок начинает понимать около 20 новых слов, тогда как начинает произносить в среднем около девяти.
Специалисты выявили ряд особенностей начального словаря малышей. Обычно родители ждут, когда ребенок скажет слова «мама» и «папа». Но многие дети еще до них уже произнесли несколько слов, которые родители «не считают» словами, например, «ам - ам» - хочу есть; «ай» - дай и т.д. Малыши начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия:
людей, окружающих ребенка (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя);
действия, производимые малышом или другими людьми (тук - тук, топ - топ, ам - ам);
животных и птиц (мяу, ки, киса; ав - ав, ава; му; иго - го, ко - к о; кар - кар);
еду (ако - молоко, ана - банан, адя - вода, тяй - чай);
части лица и тела (нос, рот, глаза);
игрушки малыша и вещи в доме (мишка, мяч, соска, але — телефон);
одежда и обувь (носок, штаны, шапка);
транспорт (би - би — машина, у - у — самолет);
слова, отражающие состояния человека и некоторые качества (хочу, ой, ай, бо - бо).
Рекомендую также - https://prezidentcity.ru/children/
Усваивая сенсорную инофрмацию от взрослых, улавливая слова, жесты и язык тела дети подражают, постепенно понимая смысл слов и с развитием нервной системы формируют целостные предложения