Дети учатся говорить, прежде всего, повторяя за взрослыми. Это очень важно понять, что без общения с взрослыми ребенок не заговорит. Этот навык формируется, он не врожденный, как например дыхание или рефлексы. Поэтому главное - это то, как вы обращаетесь к своему ребенку.
- Начинать надо с самого рождения. Мимика должна быть выражена отчетливо, тогда ребенок начнет повторять ее. В первый месяц кажется, что ребенок больше находится в своих ощущениях и не обращает внимание на внешнее. Но это не так, он внимательно исследует окружающий мир. Если женщина общалась с ним до рождения, рассказывала о том, что ее окружает, то ребенок сразу после рождения имеет очень осознанный взгляд. И это не раз подтверждали врачи на родах, говоря так: "Видно, что с этим ребенком много общались во время беременности, он очень внимательно смотрит." Если так же продолжать с ребенком общаться, называя предметы четко и понятно, если улыбаться ребенку при обращении, то к месяцу-полтора он начинает улыбаться в ответ. Появляется навык отражения, ребенок начинает копировать маму.
- Где-то месяцев после 2-х месяцев у ребенка начинает формироваться речевой аппарат. Он много гулит, произносит разные звуки. А к месяцам 6-8 начинает повторять слога. Все это необходимые этапы развития речи ребенка. Маме нужно поддерживать малыша в этом, повторяя за ним и привнося новые звуки и слога.
- Около года многие дети начинают пытаться повторять за мамой отдельные слова, интонации. Иногда мамы пропускают этот этап. Нужно прислушиваться к тому, что малыш произносит, и правильно повторять за ним. Тогда после года у ребенка начинает формироваться словарный запас, постепенно увеличиваясь. Многие дети к 1,5 двум годам могут уже довольно внятно доносить что-то до взрослого.
Конечно, все детки разные, и скорость формирования речи может быть тоже разная. Некоторые начинают говорить только к трем годам.
Я бы рекомендовала внимательно следить за этапами формирования речи у своего ребенка, разговаривать с ним четко и понятно. И, если речь не сформировалась к трем годам, на всякий случай сходить к врачу. Просто чтобы убедиться, что проблем нет, и это индивидуальная особенность. Если же есть проблемы, то будет время их решить до 4 лет, когда с детками начинают работать логопеды.