Причинами академической прокрастинации могут быть следующие: это характеристики самих заданий (неинтересность, сложность, последующая оценка), это особенности отношения ко времени (ориентация на выполнении сиюминутных желаний в ущерб нужным и важным), иррациональные мысли, низкая самоорганизованность, неумение планировать и ставить приоритеты, и индивидуально-личностные особенности (нейротизм, экстраверсия, тревожность, перфекционизм и т.д.).
Факторов, обусловливающих прокрастинацию, очень много, при этом все они работают как один взаимосвязанный механизм, поэтому сказать, какая из них является причиной всех причин очень сложно, хотя, по мнению американского психолога Тимоти Пичела, такой причиной является нежелание делать то, что нужно, даже когда это в интересах самого прокрастинатора.
У прокрастинации есть свои плюсы и минусы для человека, поэтому в первую очередь, на мой взгляд, надо определить, какую выгоду она дает. Это может быть более эффективное выполнение работы за короткий срок, возможность лучше обдумать решение, отдых, даже повод для общения с кем-то. После определения выгод важно определить, что именно мешает делать вовремя запланированное: иррациональные мысли («у меня ничего не получится», «это слишком сложно», «я не понимаю, что делать»), негативные эмоции (страх, тоска, уныние, скука и т.д.), отсутствие навыков грамотного планирования. Исходя из результата, мы уже можем направить свои усилия на устранение барьера. Я считаю, что качественно работать с прокрастинацией можно в когнитивно-поведенческом и экзистенциальном подходах в практической психологии, которые позволяют выявить приоритеты, определить проблемные зоны и спроектировать пути личностного развития.
В японской системе кайдзен есть метод одной минуты: нужно выбрать определенное время каждый день, в который необходимо в течение одной минуты выполнять дело, которое кажется неприятным и постоянно откладываемым, и неукоснительно соблюдать его выполнение в течение минуты. Часто нас останавливают наши же фантазии о том, насколько это сложно, скучно, энергозатратно, но делать что-то всего одну минуту представляется достаточно легким любому человеку. Минуту можно потерпеть что-то неприятное. Потом, когда действие уже начато, то мы уже проще воспринимаем сам процесс, из-за чего готовы выполнять его дольше.
Другой вариант – это Матрица приоритетов Эйзенхауэра: выписываем список дел, затем распределяем их на 4 группы: