Литература ничему не должна учить и ничего не должна прививать. Учит учитель, а прививает медик. Таким же образом, как живопись не обязана быть «красивой», литература не обещает поставлять хорошие примеры для подражания или дарить позитивные эмоции. Литература просто существует в культуре и может будить вдохновение, сомнения или протест. А может заставить человека страдать и размышлять.
Если мы безоговорочно согласимся с максимой "Литература учит, оказывает влияние, прививает вкус в любом случае, это её собственное неотъемлемое свойство", то автоматически сведём роль читателя к роли потребителя.
Литературу читают не только глазами, но также умом и душой. И если при этом не происходит пусть малая, но переработка (переосмысление) произведения, то тогда перед нами - простой потребитель продукции. Слова - "литература учит, влияет, прививает", по сути, не предполагают работу читателя.
Хочу привести слова Булата Окуджавы. Мне кажется, они здесь будут уместны
"Каждый пишет, что он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Так природа захотела,
Почему, не наше дело,
Для чего, не нам судить."
.