Сначала давайте дадим определение интеллекта. Психологи определяют интеллект как умственный потенциал учиться на опыте, решать проблемы и использовать полученные знания для адаптации к новым ситуациям. Различают четыре основные модели интеллекта. Чарльз Спирмен утверждал, что у людей есть один общий интеллект (g), который лежит в основе всех умственных способностей и всего, что человек делает, и поэтому измеряется в каждом тесте интеллекта. Напротив, теория множественного интеллекта Говарда Гарднера предполагает, что люди не рождаются со всем интеллектом, которым они когда-либо будут обладать. Чтобы расширить это понятие интеллекта, Гарднер ввел восемь различных типов интеллекта, состоящих из: лингвистического, логико-математического, пространственного, телесно-кинестетического, музыкального, межличностного, внутриличностного и натуралистического. В свою очередь Роберт Стернберг предложил три типа интеллекта: аналитический (школьный ум) - традиционное решение академических задач, творческий (новаторский ум) - способность генерировать новые идеи, и практический (уличный ум) - умение справляться с повседневными задачами. Ну и наконец Раймонд Каттелл ввел понятия подвижного и кристаллизовавшегося интеллекта. Первый использует индуктивное и дедуктивное методы, классификацию и формирование концепций для решения новых сложных проблем. Он относится к способности успешно рассуждать в новых ситуациях. Второй относится к уже полученным знаниям - частично благодаря подвижному интеллекту - из культурного контекста, образования и другого опыта.
В рамках каждой модели разрабатываются свои методы оценки интеллекта, которые зачастую противоречат друг другу и как результат дают низкую корреляцию друг с другом.
Поэтому мы можем говорить об измеримости того или иного типа интеллекта в рамках той или иной модели, но мы не можем говорить об «объективной» оценке.