Художественная литература очень сильно различается по качеству.
Если написано талантливо и на основе реальных событий - можно "мысленно прожить" вместе с героями (и автором) какие-то ситуации. Это как бы косвенный жизненный опыт "в бумажной упаковке".
Хороший пример - "На Западном фронте без перемен" Ремарка.
Иногда произведение может выражать какие-то интересные идеи, которые можно обдумать. Лучше чтобы это шло открытым текстом - монологом или диалогом от лица героев в соответствующей обстановке. (Иначе при попытке выделять и анализировать идеи выходит что-то уж очень сродни конспирологии - то ли автор "хотел сказать", то ли не хотел). Годный (для меня) пример такого, который сразу вспомнился - это "Морской волк" Джека Лондона. Там конечно всё довольно примитивно изложено, но мысленно отвечать на рассуждения героев было интересно :)
Есть совершенно мусорная художественная литература. Просто бредовый вы*ер чьей-то не совсем здоровой фантазии. Ярчайший пример - творчество Беркем аль Атоми, если вы понимаете о чём это я :) Да простит меня этот автор за справедливую оценку )
Нередко такое пишется "на заказ" под заданную тему.
Я думаю, что да - если это в детском и подростковом возрасте, так как расширяет кругозор и повышает грамотность. В более взрослом возрасте это уже не так актуально.
Но всё индивидуально.
Все верно.
например, Хазарский словарь