Обычный человек отделяет своё Я, свою личность от внешнего мира. Получается разделение мира на внешний и внутренний. Внутренний мир — это мир сознания, ума. Внешний мир — это происходящие вокруг ума явления, которые можно как-то воспринять умом. Воспринимаемые вещи могут казаться приятными, неприятными или нейтральными. Приятное — это совпадение конструкций внешнего и внутреннего миров. Это обычно считают удовольствием.
Это совпадение можно обеспечить либо изменением внешнего мира, либо настройкой внутреннего мира (сознания), либо можно сделать оба действия одновременно.
Есть стремление к удовольствиям, использующее метод изменения внешнего мира. То есть, человек ищет источники удовольствий во внешнем мире и пытается их получить. Но этот метод имеет недостаток. Из-за того, что мир постоянно изменяется, не стоит на месте, найденные внешние источники удовольствий рано или поздно распадаются, искажаются, теряются, исчезают. С другой стороны, и сознание тоже постоянно изменяется. Поэтому эти внешние источники удовольствий становятся неинтересными, неактуальными, неприятными или нейтральными. То есть, пропадает совпадение внутреннего и внешнего мира. Тогда человеку приходится искать какие-то новые источники удовольствий во внешнем мире. Получается, что такой человек находится в постоянном поиске, в постоянном напряжении, в периодическом несоответствии сознания и внешних явлений. То есть, он похож на ослика, которому перед глазами привязали морковку. Он бежит за этим удовольствием, и не может догнать. Он пытается найти во внешнем мире удовольствие постоянное, но такого не бывает.
Есть наоборот стремление к удовольствиям, использующее метод изменения внутреннего мира. То есть, человек ищет источники удовольствия в собственном уме. В этом случае человек отказывается от беспокоящих вещей. От всего, что может вызвать ненужное напряжение ума. Такой человек похож на врача, который наблюдает себя как пациента, находит причины болей, неудовлетворённостей и удаляет их из своего ума. Когда ни одного беспокойства не осталось — это и есть внутреннее удовольствие. Если этот метод довести до крайности, полностью игнорируя внешние источники проблем, то может возникнуть вред. Человек может стать похожим на собачку из мема, которая сидит в горящем доме и, вместо того, чтобы тушить пожар, повторяет: всё хорошо, всё хорошо. Недостатком этого метода можно назвать его сложность, ведь чтобы быть хорошим врачом для самого себя, нужно разбираться в причинах проблем, уметь ставить диагноз. А для этого нужно много работать, наблюдать своё сознание, уметь сосредотачиваться на нужных вещах. Для этого и бывает полезен умеренный аскетизм. То есть, тренировка отказа от лишних вещей, нарушающих внутренний покой.
Но самым действенным методом является умное объединение первых двух. Когда человек прекращает разделять мир на внутренний и внешний. Он начинает наблюдать себя как процесс, взаимообусловленный с другими процессами мира. Такой человек видит, что внешние процессы влияют на внутренние изменения ума, а внутренняя работа с умом приводит к последствиям во внешнем мире. Сознание и мир для такого человека становятся одним целым. То есть, для такого человека пропадает необходимость стыковать внутреннее и внешнее. Мир не воспринимается как приятный или неприятный, он воспринимается таким, какой есть. Возникает удовольствие другого рода. Удовольствие свободы от привязанностей к приятным и отвращений к неприятным явлениям. Это можно назвать самым высшим удовольствием или полным счастьем.
Очень хорошо написано.
Разумное сочетание и того и другого. Как известно, все хорошо в меру, а скатываться в крайности всегда плохо. Ищите золотую середину и не ошибетесь.