Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Где границы свободной интерпретации книги? Что если автор не подразумевал то, что нашел читатель?

Искусство и культураЛитература+1
Андрей Гаврилин
  ·   · 14,3 K
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 22 окт 2020

Границы существуют. Они лежат в трех плоскостях.

  1. Плоскость формальной логики. Ваша интерпретация должна быть аргументированной. И эта аргументация должна выдерживать встречную критику хотя бы на 80%. Я вот утверждаю, что Достоевский - певец регресса, Со мной можно спорить в том смысле, что любое творчество, даже воспевание регресса - это прогресс. Но вряд ли можно спорить о том, что ненавистные автору слои населения - купцы, бизнесмены, ростовщики - в итоге облагородили мир, а такие идиоты, как Мышкин с этим совершенно не справились. Это логика. Она не должна быть безупречной, но она должна быть.

  2. Знание своего времени. Интерпретировать может только начитанный как современной литературой, так и современным политическо-социальным дискурсом человек. Если Вы не отличаете либералов от демократов, а требование BLM для вас является признаком левизны - то вряд ли Вам вообще стоит интерпретировать. Видите ли, литература, вся без исключения, совершенно социальна. Чтобы создать версию толкования неплохо бы знать о политике, истории, иностранных языка, социальной жизни своего времени не по наслышке, а из квалифицированных источников. Кстати, поэтому врачи часто становятся писателями, а филологи - редко. Филологи "застряли" в литературной истории и не способны творить сами. Франс назвал нас "корзиной под воздушными шарами". Лично я склонен предполагать, что мы - балласт.

  3. Нужно интерпретировать в рамках прогресса и с желанием сделать мир лучше. Если Вы коммунист и хотите кого-то там ставить к стенке, то, конечно, Ваши идеи будут завиральными. Нельзя повторять ошибок авторов и их героев, надо учиться из истории. Нужно быть как можно более непредвзятым.

Вот и все границы. Если Вам кажется, что это много - не читайте. Есть масса других полезных занятий.

Телеграм о литературе: https://t.me/smertavtora

Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora

Крайне категоричное заявление у вас насчёт BLM. Я не согласен.

обо Мне - о Фениксе https://vk.com/gullwayder?w=wa...  · 22 окт 2020

Нет границ. Автор туп, если считает, что все должны понять его в каких то границах. Хороший Автор будет рад, что пробудил фантазию читателя безгранично.

Никто, звать Никак.   · 23 окт 2020
В самом вопросе заложена двусмысленность. А что если подразумевал? Нет границ, все зависит от способностей к пониманию читателя, которое - в свою очередь - зависит от общего развития индивидуума. Зачем усложнять? Ты либо понял... Читать далее
преподаватель французского языка и литературы  · 22 июл 2017
Со времен Шлейермахера образовалось 2 подхода к любому литературному произведению ( тексту, если угодно).  Согласно 1-у подходу, восходящему еще к Платону и Аристотелю ( эйдос), "произведение отделяется от творца как брошь от... Читать далее

Безмерно рад, что дождался-таки солидного ответа. Огромное Вам спасибо!

Киноман, хороший человек. Ненавижу Сэленжера  · 28 авг 2017
Есть такое явление - смерть автора. Его суть заплючена в том, что не важно, что автор хотел донести до людей. Важно то, что они поняли. Так что границ интерпретации нет. Если ты видишь в Заводном Апельсине аллюзии на Вьетнам то... Читать далее
Православный Христианин, старающийся познать Бога...  · 17 нояб 2020

А тут и думать нечего, поскольку этой границы и не может существовать. При словах «собака вышла погулять» каждый видит своего песика и ту причину, по которой она пошла.

Первый
Я лично придерживаюсь концепции "смерть автора". По сути не важно, что хотел сказать автор. Как только он отдал книгу в печать, его мнения по значимости сравнялось с мнением любого читателя. Такой, казалоь бы категоричный... Читать далее