Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Где границы свободной интерпретации книги? Что если автор не подразумевал то, что нашел читатель?

Искусство и культураЛитература+1
Андрей Гаврилин
  ·   · 14,3 K
преподаватель французского языка и литературы  · 22 июл 2017

Со времен Шлейермахера образовалось 2 подхода к любому литературному произведению ( тексту, если угодно).  Согласно 1-у подходу, восходящему еще к Платону и Аристотелю ( эйдос), "произведение отделяется от творца как брошь от ювелира" ( Новалис), а художник воспринимается лишь как бессознательное оружие неких высших сил. Сюда следует отнести и  формалистов, и структуралистов. С этой точки зрения, никому не интересно, что именно хотел сказать автор, он лишь некое промежуточное звено и понимать нужно именно текст как таковой. 2-й подход же,  разработанный Шлейермахером, основателем герменевтики как универсальной теории понимания, призывает понять произведение как инобытие конкретной личности и понять произведение означает, в сущности, понять ее творца.  Однако, что такое понять в мире, где непонимание - универсальное состояние людей и даже "перевод необходим, но невозможен" ( Деррида). Понять для истинных "герменевтов", означает обнаружить не столько поверхностный, интенциональный план ( что хотел сказать автор))), а план латентный ( что в итоге сказалось). В сущности, в таком акте понимания мы создаем смысл,которого в тексте не было и в этом ключе вполне допустим героический эпос Данте в терминах марксизма или фрейдизма) после отделения броши от ювелира, автор становится лишь одним из интерпретаторов своего текста, и не самым лучшим притом, поскольку люди, открывшие для нас "эру подозрения" ( Маркс, Ницше, Фрейд) доказали, что человек к сознанию не сводится, а многие причины его поступков (и текстов) лежат в области бессознательного.

Поэтому:  интерпретировать можно и нужно сколько угодно, возвращаясь к одним и тем же произведениям, потому как человечеству в целом и нам, как его отдельным представителям, могут открываться разные грани и смыслы, доселе скрытые.

Безмерно рад, что дождался-таки солидного ответа. Огромное Вам спасибо!

Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 22 окт 2020
Границы существуют. Они лежат в трех плоскостях. 1. Плоскость формальной логики. Ваша интерпретация должна быть аргументированной. И эта аргументация должна выдерживать встречную критику хотя бы на 80%. Я вот утверждаю, что... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora

Крайне категоричное заявление у вас насчёт BLM. Я не согласен.

обо Мне - о Фениксе https://vk.com/gullwayder?w=wa...  · 22 окт 2020

Нет границ. Автор туп, если считает, что все должны понять его в каких то границах. Хороший Автор будет рад, что пробудил фантазию читателя безгранично.

Никто, звать Никак.   · 23 окт 2020
В самом вопросе заложена двусмысленность. А что если подразумевал? Нет границ, все зависит от способностей к пониманию читателя, которое - в свою очередь - зависит от общего развития индивидуума. Зачем усложнять? Ты либо понял... Читать далее
Киноман, хороший человек. Ненавижу Сэленжера  · 28 авг 2017
Есть такое явление - смерть автора. Его суть заплючена в том, что не важно, что автор хотел донести до людей. Важно то, что они поняли. Так что границ интерпретации нет. Если ты видишь в Заводном Апельсине аллюзии на Вьетнам то... Читать далее
Православный Христианин, старающийся познать Бога...  · 17 нояб 2020

А тут и думать нечего, поскольку этой границы и не может существовать. При словах «собака вышла погулять» каждый видит своего песика и ту причину, по которой она пошла.

Первый
Я лично придерживаюсь концепции "смерть автора". По сути не важно, что хотел сказать автор. Как только он отдал книгу в печать, его мнения по значимости сравнялось с мнением любого читателя. Такой, казалоь бы категоричный... Читать далее