Эмир Кустурица. Потому что. Объяснить это очень сложно. Просто это мощнейший микс из абсурда, веселья, щемящей грусти и бесконечной надежды на чудо. Иногда, эта надежда не сбывается, но она была, и она всю жизнь осветила - как в "Жизнь как чудо" или "Аризонской мечте". Иногда чудо осуществляется бурной цыганщиной, как в "Черной кошке, белом коте" - и страшненькая девушка обретает личное счастье, влюбленная пара женится, негодяй провалился в деревенский сортир, а мертвые воскресают (ох, да ведь это ж Страшный суд! зло посрамлено, всякая слеза отерта, а мертвые - да! - воскресли! а кот и кошка прямо из Эдема, и парочка эта, прекрасная, как Адам и Ева или Иаков и Рахиль). Иногда, как в "Завете", чудо противоречит всем законам логики, и пуля злодея не может пробить спину комичного такого, недалекого и далеко не образцового в нравственном отношении (да, да, в рай входят блудники и разбойники), но доброго героя, и, опять же, злодеи посрамлены, и в конце опять эта тема брака, и уже совсем прямо, но абсолютно без морализаторства - Церковь воинствующая в лице смешного священника с револьвером и дедушки с пулеметом, побеждающая зло. Иногда, как в трагичнейшем "Андерграунде", это чудо - выглядит чисто художественным приемом для обострения трагедии, но дает чувство катарсиса: посмертное объединение всех некогда разделенных войной и предательством (какой же мощный, почти богословский, хотя и совершенно оригенистский ход - через прощение, о котором просили и которое дано, весь мир, от грешников до праведников, спасается).
На мой взгляд, это самый христианский сегодня режиссер. Не морализаторски христианский (вот за что не люблю Михалкова), не свысока поучающий, не серьезный, как учебник догматического богословия XIX века, а с почти евангельским, пасхальным настроением разрушаемого в каждый момент времени ада. Неудивительно, что он в итоге крестился. :)
Тим Бертон. Его мрачные на первый взгляд картины учат добру: свет победит тьму, страх - это весело, у загробного/потустороннего есть свое очарование и т.п.