Смысл в том, что пока вы не заморачиваетесь, вы на этом берегу, а когда начинаете заморачиваться, то начинаете двигаться к тому. На эту тему Будда говорил приблизительно следующее: вон там деревья, вон там пустые хижины, медитируйте, иначе потом пожалеете.
Почему так? Потому что пока вы склоняетесь к мимолетным наслаждениям, склонность к жажде и склонность к самоопределению залегает в вас. И чем больше данные склонности, тем тяжелее вам будет проходить через болезни и смерть.
Далее, есть такое качество, как осознанность, основанная на правильных воззрениях. Правильные воззрения такие: вот страдание, вот причина страдания, вот прекращение страдания, вот путь к прекращению страдания. Отказываясь от данной осознанности и от правильных воззрений, вы до определенной степени погружаетесь в бессознательность и невежество. Погружаясь в бессознательность, вы теряете контроль. Теряя контроль, потакая желаниям, вы все более приближаетесь к своему животному началу. А животный мир жесток... Адский мир еще более жесток. Сейчас, в комфортном состоянии, легко говорить: зачем мне стремиться, если все само когда-либо произойдет. А чуть прихватит, будете кричать, вопить, визжать. В этот момент как раз, возможно, придет сожаление, как и говорил Будда, только будет уже слишком поздно, когда боль адская, уже особо не помедитируешь.
Далее, счастье, которое можно получить в первой и второй джане на порядки превышает любое счастье, которое вы можете получить любыми сансарными путями: наркотики, противоположный пол, азартные игры, деньги/власть и т.д. Но вы сами подумайте, в этой жизни все приедается. Когда много денег они вас уже не насыщают, то же самое со всем остальным. Яркий пример выработка толерантности к наркотикам. Вот вы пробуете второй раз, десятый, тысячный и все уже понятно, не интересно. Все это блекнет по сравнению с ощущениями от джан. Представьте себе, вы умерли у себя в голове, там больше нет, того, кто мыслит, кто создает шум, кто дышит. Это вызывает дикий восторг, такой, который польется из вас потоком. Но если подумать, джаны тоже длятся и заканчиваются, они временны, как и все остальное. На самом деле, единственное, что действительно офигенное, от чего захватывает дух, даже если об этом просто подумать, это счастье, которое не чувствуется, которое не длится, которое не заканчивается. Представьте себе: прекращение ощущений навечно! Это как шаг в пропасть, где ты пропадаешь и не появляешься. Разве не восторг? Разве все остальное не копошение червей в навозе по сравнению с этим?