Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Если бы вы редактировали школьную программу по литературе, что бы вы вычеркнули из неё, а что бы добавили?

Как бы вы её актуализировали и почему?

ОбразованиеЛитература+1
Irma Gagulia
  ·   · 22,8 K
Первый
Ученик старших классов школы 1284  · 17 янв 2016

Моё поколение уже давно задаётся подобными вопросами, т.к. является жертвой частично непродуманной программы. Тот же 9 класс загружают максимальным объёмом литературы из соображений, что подростки совершенно не читают, но могут завершить обучение (что в России большая редкость) и оказаться бесполезными пустышками без определённого пласта знаний. Сколько читаю, столько и убеждаюсь, что существует небольшой перебор в плане русской классики, ведь она во многом нацелена на демонстрацию того, насколько плохо может повернуться жизнь человека. Взять хотя бы "Первая Любовь" Тургенева. Вроде бы такое красивое название, вызывающее прекрасные мысли и ожидания. А что на деле? Молодой парень влюбляется в девушку, которая начинает использовать его как обычную игрушку, параллельно прокручивая то же самое ещё с пятью мужчинами. Затем она отказывается ото всех, закручивает роман с отцом главного героя, доводит его до смерти, выходит замуж за очередного мужчину и умирает при родах. Отлично. Самая лучшая история про первую любовь. Гг в итоге всё надоело настолько, что услышав про её смерть он никаких противоречивых чувств не испытал, ему просто плевать...

Премного интересные и очень разные произведения: "Война и мир", "Обломов", "Преступление и наказание", многие специфические произведения Шукшина ("Микроскоп"), из иностранных - "Фауст", "Божественная комедия", "Гаргантюа и Пантагрюэль" - всё это вполне возможно и даже нужно исключить. Как я вижу по моим сверстникам, добрым 80% детей такое читать а) сложно, б) неинтересно. Ожидания, которые испытывает современный школьник, воспитанный как и на хорошей литературе, которую ему предоставляли родители, так и на современном кинематографе, в котором проповедуют хороший конец, где хоть кто-то может быть счастлив, в корне расходятся с теми, которые могут предоставить произведения из школьной программы. В результате ты не получаешь никакого эстетического удовольствия, а только откладываешь книгу в сторону, подпираешь кулаком подбородок и думаешь: "Ну и что это такое было?"

Добавлять надо произведения, в которых присутствует и позитив во всех его проявлениях, и негатив, необходимый для контраста. С этим отлично справляются Лондон ("Белый Клык", "Зов предков", "До Адама"), Астрид Линдгрен (то же " Братья Львиное Сердце"), можно и Хайнлайна ("Звёздный десант"). Нужно показывать ученикам то, что с каждой проблемой, будь она реальна или нереальна, актуальна или неактуальна в наше время, но всё-таки можно справиться, а не сложить голову под грузом обстоятельств.

Искренне верю, что когда-нибудь подобное преображение произойдёт, и дети, заряженные энергией позитива и верой в светлое будущее, будут выходить во взрослую жизнь, а уже там, будучи морально готовыми, начнут приниматься за тяжёлые, обременённые философскими мыслями об ужасах бытия, книги, чтобы просто понять, какой разной бывает наша жизнь.

Доцент факультета экономики Бингемтонского универс...  · 14 янв 2016
Я бы начал не с добавления или вычеркивания произведений, а с изменения самого подхода к изучению литературы. Проблема школьной программы по литературе (впрочем, и по многим другим предметам) в том, что она основана на принципе... Читать далее
Лучший ответ, на мой взгляд. Обязаловкой отбивается всё желание читать вообще... Что еще меня бесило в предмете... Читать дальше
Антикризисное управление. Экономика. История...  · 5 сент 2019
Подобный вопрос был. Беда русской литературы в том, что она в общей массе депрессивная, основана на самокопании, носит воспитательный характер и мало способствует адаптации в социуме.   При всей безусловной гениальности русских... Читать далее
Книжник  · 14 янв 2016
Я бы разделил её на собственно литературу и историю литературы. История литературы: изучается общий литературный процесс в хронологическом порядке; большая часть произведений изучается в сокращённом варианте либо отдельными эпиз... Читать далее
Первый
Project manager,книголюб и любитель пощекотать...  · 14 янв 2016
По своему опыту - в литературу я влюбилась не благодаря школьной программе, а только после того,как самостоятельно открыла для себя этот мир. В школе преподносят любое произведение как уже разложенное по крупинкам с заранее... Читать далее

Согласна с вами во всем, но это "вообщем" портит текст :(

Первый
Преподаватель физики, английского, мнемотехники  · 14 янв 2016
Я бы добавила Диккенса, хотя бы "Рождественские рассказы": добрые, трогательные, очень изящные. Убрала бы Достоевского. Вообще, на мой взгляд, в школе не хватает литературы о дружбе. Огромное количество произведений о... Читать далее
Психолог,вроде  · 13 янв 2016
Убрала бы к чертям Войну и мир. Ну не может человек в девятом классе оценить это произведение по достоинству. Разочаруется ,закроет и забудет. А будь он постарше,вот тогда может и понял бы что-то. Оно тяжёлое в плане прочтения... Читать далее

Сейчас произведение "Война и мир" начинают проходить в основном в 10 классе

Социолог, занимаюсь социологией чтения, СМИ, образ...  · 15 янв 2016
Моё мнение основано на результатах опросов старшеклассников о программе школьной литературе, об их отношении к русской классике и пр. По моим данным, абсолютное большинство школьников не читают основную часть программных... Читать далее
https://vladmakeev.net  · 2 авг 2019
Добавил бы: 1. Джозеф Хеллер, "Поправка-22" Это произведение даёт альтернативный взгляд на войну.  Что человек на войне хочет не жизнь за родину отдать, а тупо выжить. И войну можно воспринимать с юмором.  В школе меня до жути... Читать далее
Спасибо. Ваш и предыдущий ответ убедили меня, что русская классика и впрямь пессимистично-депрессивная. Муму... Читать дальше
Инженер, пенсионер  · 14 янв 2016
Если бы это зависело от меня, я вообще не стал бы составлять никакие списки обязательных произведений. Любой такой список субъективен, а цель изучения литературы не в том, чтобы заложить в детские головы знание содержания... Читать далее
Потом просто времени не будет. Если вдруг не случится, что оставят наследство, как Онегину дядя, и можно будет... Читать дальше
Гид-переводчик, преподаватель шведского языка...  · 14 янв 2016
Убрала бы очень крупные произведения вроде Войны и мира или Тихого Дона. Все равно мало кто прочтет все полностью, значит, и смысла в этом нет. Можно просто вкратце рассказать, а уж позже человек почитает это в более осознанно... Читать далее