Моё поколение уже давно задаётся подобными вопросами, т.к. является жертвой частично непродуманной программы. Тот же 9 класс загружают максимальным объёмом литературы из соображений, что подростки совершенно не читают, но могут завершить обучение (что в России большая редкость) и оказаться бесполезными пустышками без определённого пласта знаний. Сколько читаю, столько и убеждаюсь, что существует небольшой перебор в плане русской классики, ведь она во многом нацелена на демонстрацию того, насколько плохо может повернуться жизнь человека. Взять хотя бы "Первая Любовь" Тургенева. Вроде бы такое красивое название, вызывающее прекрасные мысли и ожидания. А что на деле? Молодой парень влюбляется в девушку, которая начинает использовать его как обычную игрушку, параллельно прокручивая то же самое ещё с пятью мужчинами. Затем она отказывается ото всех, закручивает роман с отцом главного героя, доводит его до смерти, выходит замуж за очередного мужчину и умирает при родах. Отлично. Самая лучшая история про первую любовь. Гг в итоге всё надоело настолько, что услышав про её смерть он никаких противоречивых чувств не испытал, ему просто плевать...
Премного интересные и очень разные произведения: "Война и мир", "Обломов", "Преступление и наказание", многие специфические произведения Шукшина ("Микроскоп"), из иностранных - "Фауст", "Божественная комедия", "Гаргантюа и Пантагрюэль" - всё это вполне возможно и даже нужно исключить. Как я вижу по моим сверстникам, добрым 80% детей такое читать а) сложно, б) неинтересно. Ожидания, которые испытывает современный школьник, воспитанный как и на хорошей литературе, которую ему предоставляли родители, так и на современном кинематографе, в котором проповедуют хороший конец, где хоть кто-то может быть счастлив, в корне расходятся с теми, которые могут предоставить произведения из школьной программы. В результате ты не получаешь никакого эстетического удовольствия, а только откладываешь книгу в сторону, подпираешь кулаком подбородок и думаешь: "Ну и что это такое было?"
Добавлять надо произведения, в которых присутствует и позитив во всех его проявлениях, и негатив, необходимый для контраста. С этим отлично справляются Лондон ("Белый Клык", "Зов предков", "До Адама"), Астрид Линдгрен (то же " Братья Львиное Сердце"), можно и Хайнлайна ("Звёздный десант"). Нужно показывать ученикам то, что с каждой проблемой, будь она реальна или нереальна, актуальна или неактуальна в наше время, но всё-таки можно справиться, а не сложить голову под грузом обстоятельств.
Искренне верю, что когда-нибудь подобное преображение произойдёт, и дети, заряженные энергией позитива и верой в светлое будущее, будут выходить во взрослую жизнь, а уже там, будучи морально готовыми, начнут приниматься за тяжёлые, обременённые философскими мыслями об ужасах бытия, книги, чтобы просто понять, какой разной бывает наша жизнь.
Согласна с вами во всем, но это "вообщем" портит текст :(
Сейчас произведение "Война и мир" начинают проходить в основном в 10 классе