Точно этого никто не знает. Босх жил на рубеже 15-16 веков. Психоаналитиков в то время не было, дневников Босх после себя не оставил, свидетельства 16-17 веков о его творчестве немногочисленны. Те, что есть, описывают персонажей его произведений как "нечисть", обращают внимание на странных животных и растений. Творчество Босха стали скурпулезно изучать только в новое время - в рамках сюрреализма и теории З.Фрейда, которые утверждают, что картины отражают глубокое бессознательное художника. Есть мнение, что подобную "чертовщину", несуществующих животных, картины ада мог создать только параноидальный ум.
Множество символов на его картинах, как алхимических, так и религиозных, а также принятых в Средневековый период, к настоящему времени утратили свое значение. На картинах Босх часто изображает сов. Вряд ли на его произведениях это символ мудрости, скорее всего, совы олицетворяют похоть или являются предвестниками несчастья. Это можно вывести из контекста.
Для 15-века творчество Босха уникально, его стиль - узнаваем. В какой-то мере Босх - новатор. Однако говорить про изображенное как плод галлюцинаций и видений сложно. У впечатлительных нервозных людей действительно могут быть видения, вызываемые сильными эмоциями, страхом перед смертью и адом, страшным судом. Но все это не более, чем предположения.
Ниже триптих "Сад земных наслаждений", слева - рай, посередине - земная жизнь, справа - ад. В раю - слоник и странный жираф, в аду - кит и музыкальные инструменты.