Управленческий Учет (УУ) это система предоставляющая менеджерам необходимую и достаточную информацию для принятия Управленческих решений на всех этапах управленческого цикла (цикл можно формализовать, например, по Файолю: Планирование, организация исполнения, контроль, мотивация).
А все решения менеджера "крутятся" вокруг обеспечения оптимальной Результативности и Эффективности вверенных ему систем! Как следствии, УУ - это всегда о Результативности и Эффективности!
Начну описание УУ со сравнения с Финансовым учетом (Бухгалтерский учет, Налоговый учет, МСФО), чтобы обозначить системные границы УУ.
- Управленческий учет взаимодействует с Финансовым учётом (ФУ), который предназначен для внешних пользователей (ФНС, Органы Статистики, …, и даже конкуренты могут получить законным путем вашу Финансовую отчетность). Управленческий учет предназначен только для внутреннего использования, и не должен попадать в "не те руки"
- Варианты взаимодействия между ФУ и УУ могут быть различные. Например в 1С УПП процесс организован так, что данные поступают параллельно в два учета (конечно же не все данные!). И отчетность можно формировать независимо. А вот в 1С ERP, сначала формируется УУ отчетность и только потом - ФУ.
- В ФУ все измеряется в деньгах. Иначе внешнему наблюдателю, трудно было бы оценивать разные компании из разных отраслей. Как можно сравнивать локомотивы и племенной скот? (Хотя - для справки и то и другое в Финансовом учете - Основные средства). В отличие от ФУ в УУ есть не только денежные показатели, но и любые натуральные (Выручка/м2, количество отказов, …)
- Важно понимать, что ФУ (Бухгалтерский и Налоговый учет) ведется по Юридическим лицам (их может быть много), а УУ должен вестись по компании в целом с разбивкой по всем интересующим Менеджеров объектам учета! МСФО тоже ведется по компании в целом, но без разбивки.
- ФУ - это только о пошлом (ретроспективный учет), а УУ - это планы, текущий контроль в процессе исполнения, итоговый контроль, после окончания периода (то есть: о будущем, настоящем и прошлом)
- ФУ позволяет измерить Результативность и Эффективность компании в целом. УУ же позволяет провести такой анализ не только по компании в целом, но и каждой подсистеме компании (функция, процесс, проект), вплоть до конкретного сотрудника, станка и любой другой единицы учета, выделенной менеджерами.
- ФУ формируется на основании стандартов, утвержденных внешними органами, а УУ - на основании стандартов, утвержденных Генеральным директором.
Теперь перейдем непосредственно к описанию УУ.
Вариантов реализации УУ огромное количество, даже у двух практически одинаковых компаний в одной отрасли, УУ будет отличаться. Но тем не менее, каким бы не был УУ, его можно представить как суперпозицию трех направлений реализации:
- Учет по Центрам финансовой ответственности (Бюджетирование) - в рамках данной системы мы поддерживаем Функциональный подход к управлению (Функция - набор схожих работ, есть основные функции предприятия: Маркетинг, Производство, Персонал, Финансы и все остальные - вспомогательные). Организация "бьется" на Центры Финансовой ответственности(ЦФО) и формируется Финансовая структура (схема вложенности ЦФО). Руководитель ЦФО имеет утвержденные бюджеты, определяющие границы его полномочий и ответственности. Через эти бюджеты происходит декомпозиция "верхних" целей компании до каждого ЦФО на этапе планирования. Декомпозиция целей позволяет провести качественный Причинно-следственный анализ отклонений факта от плана на этапе Контроля. Система позволяет оценить результативность и эффективность каждого ЦФО в деле достижения/не достижения целей компании. К данной теме относятся термины (которые Вы скорей всего слышали): Центр Прибыли, Центр затрат, Финансовая структура, Бюджет, руководитель ЦФО, …
- Учет полной себестоимости. В рамках данной системы мы поддерживаем Процессный подход к управлению. Выделяются Продукты/Услуги производимые компанией и создаются модели расчета себестоимости для каждого товара/услуги, как на этапе планирования, так и фактической. Моделей много. Надо уметь выбирать необходимые и достаточные модели расчета себестоимости. Система позволяет оценить результативность и эффективность каждого продукта/услуги в деле достижения/не достижения целей компании, ответить на вопрос: "Каков результат нашего взаимодействия (между разными подразделениями) при создании и продаже товара/услуги?". К данной теме относятся термины (которые Вы скорей всего слышали): Direct Costing (метод включения переменных затрат в себестоимость), Метод включения полных затрат в себестоимость, АВС (Метод функционально стоимостного анализа), Нормативный метод включения затрат в себестоимость. Прямые и косвенные расходы, Постоянные и переменные расходы.
- Дифференцированный учет. В рамках данной системы мы поддерживаем проектный подход к управлению. Дифференцированный учет позволяет оценить экономическую целесообразность принятия того или иного решения, сравнивая их попарно. Например, когда вы готовите Инвестиционный план, вы сравниваете, что выгодней компании реализовать план или не реализовывать. К данной теме относятся термины (которые Вы скорей всего слышали): релевантные издержки, точка окупаемости проекта, NPV, IRR.
Какой бы отчет или план Вы не придумали для своих целей управления, он логично встроится в одну из вышеперечисленных подсистем (так как походов к управлению всего три - Процессный, Функциональный и Проектный)
Построить результативную и эффективную систему УУ не самая простая задача! Она (задача) отличается технической сложностью, например, спроектировать качественный процесс бюджетирования, установить нормативы переменных и лимиты постоянных расходов - удается далеко не всем. Плюс, внедрение системы УУ обязательно встретит сопротивление сотрудников, так как оказывает сильное воздействие на Организационную культуру и, как следствие, требует выбора адекватной стратегии проведения организационных изменений.
Подробней с данной темой можно ознакомиться
здесь