Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что не так со школьным образованием?

ОбразованиеШкола+1
Соня Лебедева
  ·   · 7,3 K
Первый
координатор инициативы «Школьные проекты» http://s...  · 10 мая 2018

Несколько дней назад учитель одной из российских школ пожаловалась мне, что у них уроки массово заменяются «маршировками»: дети учатся ходить строем, по команде поворачиваясь налево, направо или кругом. И такие «маршировки» — не редкость, сам их неоднократно видел в разных школах. Вы спросите у ваших детей, с большой вероятностью они тоже днями учатся шагать строем. Не знаю, скоро ли умрет школа. Но хотелось бы надеяться, что да. По крайней мере, в своем нынешнем государственном виде.

Учредители школ в России – органы государственной или местной власти. И отчитываются школы перед органами власти. По закону учредитель может снять директора образовательного учреждения с работы без объяснения причины (директор — руководящая должность же). При этих вводных очевидно, почему школа выполняет исключительно заказы власти. Учит истории по специально отобранным учебникам с рассказами про эффективного менеджера Сталина. Стращает учеников за посещение митингов. Борется с любой инаковостью, даже во внешнем виде. Натаскивает на ЕГЭ в ущерб нормальному обучению. Поэтому в типичной школе действует принцип «лучше не высовываться». И из-за следования этому принципу – застойная скука. Скучные учебники. Скучные уроки. Скучная «школьная жизнь». Как бы чего не вышло.

С каждым поколением люди становятся всё умнее и всё свободнее. И всё больше интересуются своим образованием и образованием своих детей. Посмотрите на передовые Москву и Петербург. Здесь почти не встретишь детей, слоняющихся на улице. В столицах – расцвет дополнительного образования. С ранних лет – ежедневные кружки и секции. В более старшем возрасте – почти обязательные курсы подготовки к ЕГЭ. Это параллельное образование в целом гораздо лучше школьного. Если вы в последние годы ходили на курсы иностранного языка, например, то наверняка заметили, как сильно изменились технологии. Никакой зубрежки. Никаких негативных оценок. Весь курс состоит из игр и интерактивных упражнений. Полезно и интересно. Не понятно только, зачем родителям за образование платить дважды. Сначала – платить налоги, из которых содержится школьная система. Потом – платить за курсы и секции.

Илон Маск доказал: за что бы ни бралось государство, оно выполняет свою работу дорого и не эффективно. Если деньги, которые мы тратим на содержание учителей, чиновников от образования, содержание не приспособленных для нормального обучения зданий школ, нередко не нужные и простаивающие интерактивные доски и подобные вещи адресно закреплять за учениками; если разрешить их тратить родителям на любые образовательные активности; если отменить искусственные барьеры для развития частных образовательных инициатив, средний уровень образования резко повысится и каждый родитель, а не государство будет решать, что нужно его ребенку. Можно будет заказывать пакет услуг в одном месте – в так называемой школе. А можно – в нескольких. Покупать онлайн курсы, ходить в театры и на интерактивные экскурсии. Там, где лучше учат английскому, учить английский. Где лучше учат праву, учить право.

Для развития многих навыков битву между человеком-учителем и компьютером уже выигрывет последний. Даже википедию читать интереснее и познавательнее, чем обычный школьный учебник. Недавно я ездил в Голландию и смотрел, как учатся дети в школе Стива Джобса. Там почти нет уроков. Дети спокойно могут передвигаться по зданию в любое время. И вместо уроков с учителем математики, например, они играют в компьютерную игру, где от уровня к уровню, незаметно для себя, они решают всё более сложные математические задачи. Компьютер им сам подкидывает ситуации на решение наиболее «западающих» задач. Учителя и родители могут смотреть за статистикой игры и радоваться переходу ребенка на новый уровень.

Я очень надеюсь, что у общества в России скоро выработается запрос на хорошее обучение для счастливой жизни своих детей, а не на неэффективное хранение в государственной школе. Я думаю, что в современном технологичном и быстро умнеющем мире до массового формирования такого запроса гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд. Зачем платить дважды?

Как в одном тексте связать Маска, Джобса и Сталина. Издание расширенное с комментариями. Вы бы кстати почитали об... Читать дальше
Анонимный ответ6 авг 2021
В каком смысле "не так"? Все не так ! Его загубили на корню уничтожив уважение к профессии "учитель / педагог". Именно с уважения к педагогу начинается качественное образование. Также, безумные регулярные проверки детей (ВПР... Читать далее
Директор онлайн-школы Синергия  · 14 июл 2021
Мы задали себе этот вопрос, собрали мнения, и решили все эти проблемы, исключив их в нашей школе. Поэтому в онлайн-школе почти нет недостатков. Вот плюсы онлайна: - доступность образования в любой точке мира; - снижение затрат... Читать далее
Увлекаюсь психологией, историей и иностранными...  · 10 дек 2021
Отвечу как ученик общеобразовательной школы. По моему мнению, основной проблемой школьного образования является, что оно загоняет учеников в строгие рамки. Ученикам дают различные тесты, должны дать один правильный вариант... Читать далее
Бродячий наставник общества  · 9 авг 2021
Три главных момента, как видится мне. 1. Бесцельность. Сегодня нет четко выраженного запроса со стороны государства к школьному образованию. Есть запрос родителей (чтобы дитятки не напрягались и чтобы им пятерки ставили), есть... Читать далее
Историк, археолог, учитель (в данный момент).  · 31 мая 2018
Сейчас принято пинать учителей, директоров, школу. А так ли все плохо? Давайте разберемся. Я буду буду описывать свои учительские впечатления и впечатления парня, который проучился 10 лет в обычной школе. Что не так со школьным... Читать далее
Специалист по гей-культуре  · 31 мая 2018
Вы только вдумайтесь: Дети сидят  школе 9-11 (8-10, 4й класс вроде есть, но как-бы и нет) лет и кто они на выходе? Что они умеют? Если серьёзно и снять розовые очки, то вчерашний школьник неплохо умеет писать (ещё бы, все эти... Читать далее
1.Абсолютно ненужные предметы:обж,основы предпринимательства,основы здорового образа жизни. Сами предметы ВОЗМОЖНО и нужны,но даже само отношение к ним учителей-оставляет желать лучшего. На этих уроках  и ученики, и учителя... Читать далее
Инженер-механик физики низких температур...  · 28 мая 2018
Много чего. Если конкретно, то: 1. Школьники перегружены количеством предметов. Большинство школ перешли на пятидневку, что хорошо. Но количество часов не сократилось. Субботние предметы раскидали на другие дни недели. 2. Плюс... Читать далее

Давно вы смотрели задания из ЕГЭ? В большинстве предметов уже нет тестов.

Тоже, что и с вузовским, только масштаб несколько иной: неквалифицированные учителя, плохая программа подготовки учеников, в которой нет места творческому началу, ну и коррупция, разумеется.