Несколько дней назад учитель одной из российских школ пожаловалась мне, что у них уроки массово заменяются «маршировками»: дети учатся ходить строем, по команде поворачиваясь налево, направо или кругом. И такие «маршировки» — не редкость, сам их неоднократно видел в разных школах. Вы спросите у ваших детей, с большой вероятностью они тоже днями учатся шагать строем. Не знаю, скоро ли умрет школа. Но хотелось бы надеяться, что да. По крайней мере, в своем нынешнем государственном виде.
Учредители школ в России – органы государственной или местной власти. И отчитываются школы перед органами власти. По закону учредитель может снять директора образовательного учреждения с работы без объяснения причины (директор — руководящая должность же). При этих вводных очевидно, почему школа выполняет исключительно заказы власти. Учит истории по специально отобранным учебникам с рассказами про эффективного менеджера Сталина. Стращает учеников за посещение митингов. Борется с любой инаковостью, даже во внешнем виде. Натаскивает на ЕГЭ в ущерб нормальному обучению. Поэтому в типичной школе действует принцип «лучше не высовываться». И из-за следования этому принципу – застойная скука. Скучные учебники. Скучные уроки. Скучная «школьная жизнь». Как бы чего не вышло.
С каждым поколением люди становятся всё умнее и всё свободнее. И всё больше интересуются своим образованием и образованием своих детей. Посмотрите на передовые Москву и Петербург. Здесь почти не встретишь детей, слоняющихся на улице. В столицах – расцвет дополнительного образования. С ранних лет – ежедневные кружки и секции. В более старшем возрасте – почти обязательные курсы подготовки к ЕГЭ. Это параллельное образование в целом гораздо лучше школьного. Если вы в последние годы ходили на курсы иностранного языка, например, то наверняка заметили, как сильно изменились технологии. Никакой зубрежки. Никаких негативных оценок. Весь курс состоит из игр и интерактивных упражнений. Полезно и интересно. Не понятно только, зачем родителям за образование платить дважды. Сначала – платить налоги, из которых содержится школьная система. Потом – платить за курсы и секции.
Илон Маск доказал: за что бы ни бралось государство, оно выполняет свою работу дорого и не эффективно. Если деньги, которые мы тратим на содержание учителей, чиновников от образования, содержание не приспособленных для нормального обучения зданий школ, нередко не нужные и простаивающие интерактивные доски и подобные вещи адресно закреплять за учениками; если разрешить их тратить родителям на любые образовательные активности; если отменить искусственные барьеры для развития частных образовательных инициатив, средний уровень образования резко повысится и каждый родитель, а не государство будет решать, что нужно его ребенку. Можно будет заказывать пакет услуг в одном месте – в так называемой школе. А можно – в нескольких. Покупать онлайн курсы, ходить в театры и на интерактивные экскурсии. Там, где лучше учат английскому, учить английский. Где лучше учат праву, учить право.
Для развития многих навыков битву между человеком-учителем и компьютером уже выигрывет последний. Даже википедию читать интереснее и познавательнее, чем обычный школьный учебник. Недавно я ездил в Голландию и смотрел, как учатся дети в школе Стива Джобса. Там почти нет уроков. Дети спокойно могут передвигаться по зданию в любое время. И вместо уроков с учителем математики, например, они играют в компьютерную игру, где от уровня к уровню, незаметно для себя, они решают всё более сложные математические задачи. Компьютер им сам подкидывает ситуации на решение наиболее «западающих» задач. Учителя и родители могут смотреть за статистикой игры и радоваться переходу ребенка на новый уровень.
Я очень надеюсь, что у общества в России скоро выработается запрос на хорошее обучение для счастливой жизни своих детей, а не на неэффективное хранение в государственной школе. Я думаю, что в современном технологичном и быстро умнеющем мире до массового формирования такого запроса гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд. Зачем платить дважды?
Давно вы смотрели задания из ЕГЭ? В большинстве предметов уже нет тестов.
Тоже, что и с вузовским, только масштаб несколько иной: неквалифицированные учителя, плохая программа подготовки учеников, в которой нет места творческому началу, ну и коррупция, разумеется.