Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Чьи ошибки на самом деле легче обнаружить: свои или чужие?

Насколько верна пословица: видеть соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечать?**
Чем объясняется желание валить с больной головы на здоровую?
ПсихологияОбщество+3
Анонимный вопрос
  ·   · 3,3 K
Философия. Психология. История  · 2 дек 2021  · proza.ru/avtor/mariagruz2020
Наша психика быстрее считывает чужие ошибки просто потому что биологически мы: а) мыслящие хищники, относящиеся к чужому деструктивному (неожиданному, непонятному, неадекватному) поведению как к для-себя угрозам или для-себя возможностям; б) мы - моральные и социальные существа. То, что противоречит или не встраивается в нашу систему ценностей всегда рассматривается как угроза фундаментальным основаниям своей жизни, жизни семьи и общества. Например, попытка исключить из официального лексикона Евросоюза понятия "мать и отец" расцениваются большинством россиян как идеологическая угроза, направленная против российской традиции, заключающейся в укреплении семьи и моральных устоев общества.
Естественно, внешняя угроза для любого живого существа будет более значимой чем ряд внутренних проблем. Это на уровне инстинктов. Сначала мы отражаем внешнюю агрессию, затем укрепляемся. И дело не в эгоизме. Эта адаптивная чувственность свойственна всем видам жизни, от простейших до человека. Для государств это тоже актуально: сначала мы усмиряем внешние угрозы, затем восстанавливаем, строим, укрепляем, наращиваем экономическую и военно-политическую мощь.
Мы пользуемся чужими ошибками в плане выгоды. Зачем? Все просто: и в целях выживания, и в целях укрепления своей силы за счет слабости противника, его дискредитации, и в конечном итоге - победы над ним.
Это наиболее показательно на примере войн. Любой хороший полководец отличается способностью извлекать максимум выгоды из ошибочного минимума врага. Ошибка в маневре, в расположении войск, в снабжении и морально-психологической подготовке обычно дорого обходится противнику. Вплоть до полного истребления. Здесь цена ошибки - это массовые потери и поражение государства. И практика войн научила нас более внимательно относиться к чужим ошибкам, автоматически переводя их в сферу управленческого решения: использовать ошибку врага как слабость / разбить / преследовать / добить / не допускать подобных ошибок в своих решениях.
Как написал Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: немцы были хорошими учителями. К концу 1942 года мы обучились у них тем операциям - окружениям, танковым ударам, захватам в кольца, расчленениям, - от каких терпели поражения летом-осенью 1941 года (более подробно в книге "Воспоминания и размышления"). То есть сначала мы учились на своих ошибках, а потом "отзеркалили" немцев вплоть до самого Берлина.
Потому если мы не способны обнаружить чужие ошибки и ориентированы исключительно на свои - нас добьют, съедят и забудут. И в целях защиты своего мира: семьи, близкого окружения, - мы сначала отражаем ложь, провокации, санкции, выпады. Мы находим их ошибки: немотивированная агрессия, явные подлоги и ложь, ошибки аргументации и расчета. И возвращаем удары нашей компетентностью, грамотным, выверенным, продуманным ходом, нашим моральным и правовым превосходством. Побеждаем. И следом, почти сразу же, исправляем свои ошибки, чиним, ремонтируем и остраиваемся.
Вследствие всего этого мы настроены снижать моральный вес и деструктивное влияние своих ошибочных решений на систему в целом. И чем успешнее у нас это получается, тем устойчивее мы сами, тем проблемнее жизнь противника. Чьи ошибки более тяжелы, аморальны и преступны. Ну, а в кого бы мы превратились, если бы не умели защитить себя и своих близких от чужаков, противников и врагов? Ошибка - свидетельство слабости. И эту слабость необходимо сначала скрыть, заретушировать, отвести тем самым себя от удара и доказать, что у противника всё намного хуже. Так мы защищаемся. Защищаем свой мир и ценности с учетом того, что абсолютно "здоровая голова" редко кому встречается по жизни. Особенно если это голова врага или конкурента - она уже по определению "не здорова", ибо несет потенциальную угрозу. Потому по жизни и профессии мы обычно "преданы" своим противникам - мы следим за их действиями и словами, внимательно наблюдаем с целью обнаружить его ошибку как выгоду и воспользоваться ею, чтобы нейтрализовать и получить конкурентные и/или моральные преимущества. Потому перекладывать со своей (здоровой) головы на чужую (враждебную и потому всегда больную) - это в пределах норм и требований конкурентной борьбы. Эта потребность исчезает только с исчезновением противника. Не обязательно физическим. Просто однажды он перестает быть конкурентом - меняет сферу деятельности, уезжает навсегда, расписывается в полном своем бессилии, капитулирует и т.д. И здесь победа - сигнал не к бесконечному куражу над вчерашним днём, а к внимательному анализу своих решений на предмет поиска своих ошибок с целью их недопущения в дальнейшем. Но личная работа над ошибками проводится в "закрытом режиме", ибо направлена на усиление своих компетенций, а не на демонстрацию своей слабости перед лицом других возможных конкурентов. Именно поэтому так мало "покаяний а-ля Раскольников" в современном мире - мире жестких "внутривидовых" испытаний - конкурентных противоборств. Да и никто не любит плакальщиков и "самоедов". Ибо каким компетенциям учат все эти катарсисы? Мазохистскому самоистязанию? Ты можешь на этом что-то выиграть? Нет. Потому общество достаточно жестко отвечает на покаяния, то есть признание ошибки. Виновен? Плати. Отвечай по морали (в основным ценится принцип талиона - око за око зуб за зуб). И по закону - пиши явку с повинной.
К сожалению, основные принципы христианской морали - гуманной и человеколюбивой, прощающей, ориентирующей на свою вину как способ духовного самоизменения, в современном обществе либо совсем не работают, либо. Либо надо найти общество единомышленников, для которых это имеет значение. Но современные "христианские общины", безотносительно к монастырям, почти невозможны. Ибо "бытие определяет сознание". Условия жестко конкурент-ориентированного экономического общества диктуют правила внутри любой группы. Где чужие ошибки расцениваются как экзистенциальные угрозы, их анализируют и используют против конкурента.
Потому призывы - обратить внимание на свои ошибки, а не на ошибки конкурента, обратить внимание на "свою больную голову" расцениваются как... недружелюбные по меньшей мере. Это звоночек к дуэли. Но не к миру.
А что же к миру? К миру - укрепление своего близкого и дружественного окружения. Прежде всего семьи, и тех взаимоотношений, которые вы считаете дружескими, основанными на симпатиях и мировоззренческом, творческом единстве. Это внимательный кропотливый разбор своих проблем с целью их разрешения, а не с целью само-дискредитации. Не с целью демонстрации всех своих уязвимых мест. Это получение новых знаний и компетенций. Это усиление в тех областях, где хорошо работают ваши способности. Там где вы делаете меньше всего ошибок и умеете оперативно скрыть случавшиеся. Где вы находите поддержку, основанную на признании вас грамотным и знающим свое дело профессионалом с устойчивой положительной моральной репутацией. Чем больше вы наберете этих баллов, тем более устойчивей и благополучней будет жизнь вашей семьи и всего того, что вам ценно.
Комментарий был удалён за нарушение правил
Только философия. Всё остальное -- её частности.   · 2 дек 2021
В самом деле: казалось бы, конечно, чужие! А ведь нет же: вот уж про что-что, а про свои ошибки я знаю прекрасно и досконально. А всё дело в моём желании их не замечать. Потому что больно. А что касается чужих ошибок, то та... Читать далее
Лучший
Интересуюсь психическими процессами  · 22 дек 2021
Здравствуйте! Возможно тут главный вопрос "а что же считать ошибкой"? Потому что объективные ошибки типа: ударился об столб, разбил чашку, промахнулся - это все обнаруживается равно любым участником. Да реакция может быть... Читать далее
Комментарий был удалён за нарушение правил
Учитель математики. Люблю свой предмет, музыку...  · 23 нояб 2021
Чужие, конечно. 1. Человек любит себя и доверяет себе больше, чем другим. 2. Изначально находится в легкой " критической" форме по отношению к другим. 3.Также играет роль заведомое "превосходство" своего мнения над чужим. 4.... Читать далее
Чужие ошибки обычно легче обнаруживаются, потому что со стороны проще увидеть, чем "изнутри", человек, чтобы не признавать собственные ошибки, может удариться в режим отрицания.